Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Мадонна». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.
• Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.
• Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания.
• Жанр – сонет(два катрена и два терцета).
• Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА, перекрестная АВАВ и парная ААВВ.
• Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
• Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть».
Сравнения – «с холста, как с облаков».
Детальный анализ
Вариант 1
Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.
Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.
Тема стихотворения, образы
Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая», «ангелы», «обитель», «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.
Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.
Сюжет и структура
Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах», освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.
Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель», «чистейший образец»), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…»), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…»).
Форма «Мадонны» — сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.
Вариант 2
История создания. Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году после получения согласия на брак от Наталии Николаевны Гончаровой и её родителей. Так, незадолго до написания сонета «Мадонна» он поведал о том, как был поражён картиной Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». Святая напомнила Пушкину Натали, и он повесил в собственном доме светловолосую Мадонну, чтобы ежечасно Ею любоваться. В ответ Наталия Николаевна написала, что скоро поэту предстоит любоваться уже не картиной, а женой.
Литературное направление. В 1830 году Пушкин уже был зрелым художником-реалистом, для которого романтизм остался в прошлом. Тем не менее, стихотворение «Мадонна» вполне можно назвать романтическим произведением, в основе которого лежит типичный для средневековой лирики сюжет поклонения Рыцаря Деве. Соединяя черты возлюбленной с образом Мадонны, Пушкин делает развязку реалистической, но не выходит за рамки общего романтического канона.
Род. Стихотворение является лирическим произведением и скорее относится к любовной, нежели к религиозной лирике, так как религиозные мотивы служат в нём только подступом к теме Любви.
Жанр. Жанр стихотворения – сонет. По форме это итальянский сонет, состоящий из двух катренов и двух терцетов. По духу – классический любовный сонет в традициях Ф. Петрарки. Сближение средств итальянской живописи и итальянской поэзии, само обращение к образу Мадонны окутывают пушкинский сонет ореолом высокого света.
Проблематика. В стихотворении затронута проблема духовного поиска. По своей природе человек стремится к совершенству. Люди находят идеалы в поклонении святыням, любовании произведениями искусства. Особенно преданно служит красоте художник. Свой идеал лирический герой обретает в жизни. Он совпадает с величайшим образом мировой культуры – образом Богородицы Приснодевы Марии, которую в европейской традиции именуют Мадонной.
Тематика. Тема преклонения перед красотой звучит в творчестве Пушкина не впервые, но едва ли в других стихотворениях поэта найдётся столь абсолютное и восторженное преклонение перед женщиной. В образе Мадонны, которому поэт уподобляет образ будущей жены, для него соединены представления о Красоте и Чистоте как высших ценностях искусства и мира. Тема благодарности Творцу за возможность этой встречи объясняет многое в отношении Пушкина к Гончаровой. Для поэта первая красавица России становится воплощением всего, чему он служит: «чистейшей прелести чистейшим образцом».
Идея. Идея стихотворения состоит в том, что и на земле можно встретить отголоски и отблески небесной красоты. Поэт не мог мечтать о большем чуде, чем созерцание любимого изображения, но Всевышний послал ему живое воплощение идеала – любимую женщину.
Пафос. Сонет «Мадонна» проникнут благоговением, нежным трепетом от встречи с чистым и прекрасным созданием, за судьбу которого отныне будет отвечать лирический герой. В нём совсем простые и по-человечески понятные чувства к любимой женщине соединены с глубинными потребностями духа, которые находят выход в любовании изображением Мадонны с Младенцем. Земное и небесное сливаются в один величественный и вдохновляющий образ.
Система образов. Образный ряд стихотворения выстраивается постепенно: от строчки к строчке. Образы святых, изображённых на полотне, приближаются к поэту по мере того, как он проникается замыслом художника. Ему важно не простое присутствие в доме Мадонны и Младенца, а живое общение с ними.
Центральные персонажи. Центральными персонажами стихотворения можно назвать:
1. Мадонну (в её иконографическом и земном воплощении),
2. Спасителя,
3. Лирического героя
4. Всевышнего.
Присутствие Бога ощущается в каждой строке сонета. Именно Он «ниспослал» поэту его Мадонну. Спаситель и Богоматерь «взирают» с картины «с величием и разумом в очах», а лирический герой признаётся в давнем желании видеть Пречистую в своей обители. Теперь его мечта сбывается.
Лирический герой. Лирический герой стихотворения тождествен автору. Поэт говорит о любовании картиной великого художника от первого лица. В его благоговении перед Мадонной соединяются религиозный трепет, поэтический восторг и человеческое умиление. Нет ничего прекраснее, чем молодая женщина с ребёнком, а если это сама Мадонна, держащая Спасителя, каждый, кому выпала честь созерцать изображение, преклонит перед ними колена.
«Исполнились мои желания», — признаётся лирический герой. Его самые немыслимые грёзы воплотились в жизнь: отныне в его «обители» будет сиять живая «Мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец».
Сюжет. Сюжет состоит из трёх частей. В первой говорится о единственной картине, которую хотелось бы видеть у себя лирическому герою. Во второй подробно описано содержание картины. В третьей сообщается о том, как неожиданно и счастливо сбывается мечта поэта, встречающего на земле свою «Мадонну».
Композиция. Стихотворение имеет линейную композицию. Лирический сюжет развивается последовательно: от строфы к строфе. Обращение к невесте выстроено в форме монолога. В двух катренах изложено содержание картины, изображающей Мадонны (мечта героя). В двух терцетах – встреча с реальной возлюбленной (воплощением мечты).
Размер, рифма и строфика. Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женские и мужские рифмы чередуются. Рифмовка традиционна для классического итальянского сонета: АББА АБАБ ВВГ ДГД.
Художественное своеобразие произведения.
Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны. Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.
Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.
Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.
Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).
Средства художественной выразительности.
Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений. Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении. Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.
Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное.
Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.
Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.
Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!