Анализ стихотворения Пушкина — «Воспоминание»

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Воспоминание». Используйте наш материал для написания сочинений и выполнения задания по литературе.

Краткий анализ

• История создания – стихотворение написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.
• Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.
• Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

• Жанр – лирическое стихотворение. В нём описан пейзаж сквозь призму восприятия лирического героя.
• Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).
• Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “весёлым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.
• Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.
• Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Вариант 2

Стихотворение «Воспоминание» А.С. Пушкин написал 19 мая 1828 г. в Петербурге. Внутреннее состояние лирического героя было угнетенное, подавленное, ведь он познал, что такое измены, клевета, зависть. Не мог он быть равнодушным и к расправам властей с декабристами. Переживания отобразились в произведениях этого периода. Стихотворение «Воспоминание» впервые было напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1829 г. Тем не менее, Александр Сергеевич подал к публикации неполный вариант. В рукописи стихотворения было 36 строчек, на страницах журнала напечатано лишь 16. Кроме того, Пушкин изменил название: в черновом варианте произведение было написано под заглавиями «Бессонница» и «Бдение».

«Воспоминание» относится к философской лирике, однако, есть в нем и интимные мотивы. Жанр стихотворения ‒ элегия. Тема ‒ ночное «бденье» лирического героя, его тревоги и мысли. Автор показывает, что ночь ‒ это время тяжких дум и печальных строк, ведь ночью человек может побыть наедине с собой.

Начинается стихотворение лаконичной пейзажной зарисовкой, при помощи которой автор изображает наступление ночи. Сначала умолкает шумный день, а потом спускается» полупрозрачная тень ночи». А.С. Пушкин имеет в виду белые петербургские ночи. В темное время суток люди получают награду за дневные труды ‒ сон. Но лирический герой уснуть не может, для него наступают «часы томительного бденья». Мужчина не скрывает, что его тревожат «сердечные угрызенья», мечты, тяжкие думы. Погружается герой и в воспоминанье, которое постепенно развивает пред ним свой длинный свиток. Мужчине не нравится читать свою жизнь. Он делает это с отвращением. Он проклинает, жалуется, плачет, но не смывает строки на свитке.

Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание» не делится на строфы. Такая формальная организация предает целостности мыслей, плавности их изложению. Строки объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер ‒ пятистопный ямб. Произведение условно делится на смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о ночном бденье, воспоминания лирического героя. Каждая следующая смысловая часть разворачивается на основе предыдущей.

В стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…») много художественных средств. Они помогают поэту воспроизвести эмоции лирического героя. В тексте преобладают метафоры: «для смертного умолкнет шумный день», «влачаться в тишине часы томительного бденья», «горят во мне змеи сердечной угрызенья», «теснится тяжких дум избыток», «воспоминанье …. свой длинный развивает свиток», «читая жизнь мою», «мечты кипят». Выразительности произведению придают эпитеты: «шумный день», «полупрозрачная тень», «бездействие ночное», «горько жалуюсь», «строки печальные».

В некоторых строках использована аллитерация, например, угрызения лирического героя передаются при помощи слов с согласными «з», «р»: «горят во мне змеи сердечной угрызенья».

Вариант 3

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился с их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Тема

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то, от чего захватывает дух, передать атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находиться “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Жанр

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта, говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.

Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector