«Чудный град порой сольется» — анализ стихотворения Баратынского

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Баратынского — «Чудный град порой сольется». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе на урок в школе.

Краткий анализ

• История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединённой жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.
• Тема – тема творчества, хрупкость поэтической мысли, эфемерность поэзии.
• Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
• Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.
• Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Чудный град порой сольётся…» было написано в 1829 году и под названием «Чудный град» впервые опубликовано в альманахе «Радуга на 1830 год». Когда пять лет спустя Баратынский издавал собрание своих стихотворений и поэм (Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. 1: Стихотворения. Ч. 2: Поэмы), он напечатал данное стихотворение без названия.

Композиция, образы, тропы, стихотворный размер

В данном стихотворении Баратынский чётко придерживается двухчастной композиции, в результате чего оно становится одним большим, развёрнутым сравнением, в создании которого участвуют две метафоры, соответственно образуемые в первой и во второй частях стихотворения (в первом и во втором катренах) и связанные друг с другом в единое сравнение при помощи союза «так».

Первая метафора: чудный град, созданный игрою летучих облаков, исчезает от малейшего порыва ветра.

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов!

Вторая метафора, содержащая в себе и антитезу: созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты.

Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой, в эпоху Баратынского нередко используемый в подобных философских восьмистишиях (ср., напр., стихотворение Пушкина «Если жизнь тебя обманет…», но с перекрёстной рифмовкой лишь во втором катрене, а в первом – с кольцевой).

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – трагическая роль житейской суеты в судьбах духовных исканий, её убийственное влияние на попытки поэта исполнить своё жизненное предназначение – создать «чудный град» нового творения «из летучих облаков» повседневности. Соответственно стихотворение принадлежит к такому жанру (виду) лирики, как стихи о поэте и поэзии. Этот жанр является столь же древним, как сама лирика, и особенно он был популярен в европейской лирике эпохи Баратынского – эпохи позднего, исполненного саморефлексии, романтизма.

Однако в этих ясных, горьких и в то же время решительных восьми строках слышится нечто более конкретное, чем привычная для эпохи «романтическая ирония». Так и хочется для более глубокой интерпретации стихотворения призвать на помощь полузаконный «биографический метод». И тогда выясняется, что это был тот период в жизни Евгения Баратынского, когда в его судьбе происходит крутой перелом. Женившись на Анастасии Энгельгардт (венчание состоялось 9 июня 1826 года), девушке умной, имеющей тонкий вкус, но слишком нервной, впечатлительной и отнюдь не красавице

(Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут…

пишет Баратынский в одном из стихотворений той поры), он вынужден был, ради душевного спокойствия жены, отказать от дома почти всем своим прежним друзьям и, наконец, понял семейную жизнь как уединённую, удалённую от “посторонней суеты” и единственно способствующую подлинному, ничем не замутнённому вдохновению и упорному творческому труду.

Этот жизненный и творческий проект был воистину новаторским. Интересно, что он оказал влияние на близкого друга Евгения Баратынского, глубоко уважавшего его как человека и высоко ценившего как поэта, – Александра Пушкина. Это влияние не только укрепило Пушкина в его решении жениться через несколько лет после женитьбы Баратынского. Следы его можно ясно видеть и в позднем пушкинском творчестве, например: «Блажен, кто находит подругу – тогда удались он домой. О скоро ли перенесу мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические» (черновой проект продолжения пушкинского стихотворения «Пора, мой друг, пора…»).

Вариант 2

Стихотворение «Чудный град порой сольется» Баратынского было очень прохладно принято и критиками, и современниками поэта. Удивительно, что со временем смысл произведения раскрывается сильнее, теперешнему читателю оно понятнее, нежели человеку из 19 века.

Баратынский – личность, опередившая свое время. В ту эпоху, он был не понят до конца современниками. Поэт имел отличные от других, собственные взгляды на творчество и поэзию. Это обстоятельство сделало его произведения новаторскими и выделяющимися на фоне остальных. «Чудный град порой сольется» – одно из таких произведений. История создания – очень занимательна. Поэт всегда мечтал об уединении, и его желание сбылось после женитьбы. Из дома Баратынского исчезли многие гости и посетители (по желанию хозяина), поэт полностью отдался творчеству и поэзии. Такое затворничество пошло на пользу, были написаны многие известные произведения, в том числе, и это.

Основная его тема – размышления о творчестве, хрупкости и эфемерности поэзии. Баратынский проводит сравнение между музой, пришедшей к поэту, и «летучими облаками». Из ниоткуда возникает «чудный град», он мимолетен и исчезает также внезапно, как и появился. Малейший порыв ветра или движение мысли уничтожают этот град без следа.

Большую роль в творчестве имеет вдохновение. Оно внезапно, его нельзя создать волевым усилием. Основная задача поэта – поймать это мгновение, не упустить из рук счастливый случай творческого порыва. Образы, созданные вдохновением, словно облака – подвижны, легки и изменчивы от малейшего воздействия («дыханья посторонней суеты»). Мораль в том, что к своему дару вдохновения, необходимо относиться трепетно. Любое пренебрежение или промедление, и образ улетучится навсегда и безвозвратно.

Среди выразительных средств стихотворения, можно отметить точно подобранные эпитеты («чудный, летучих»), олицетворения («ветер… коснется»), выразительные метафоры («дыханья посторонней суеты»).

Мечта Баратынского об уединении стала верным решением, особенно, с точки зрения его поэтического дара и творчества. Заточение пошло на пользу, главные стихотворения в жизни поэта были написаны в этот промежуток времени. Несмотря на то, что «Чудный град порой сольется» был не оценен современниками, он нашел отклик позднее и не теряет актуальность уже много десятилетий подряд.

Вариант 3

Литературные творения и стихотворные шедевры Евгения Баратынского были достаточно необычными, неординарными, новаторскими в первой половине XIX века. Именно поэтому, большинство поэтов и писателей того времени совершенно не понимали, достаточно холодно относились к творчеству данного человека. Однако, близкие друзья – Пушкин, Дельвиг, Лермонтов всегда по достоинству восхваляли стихотворные работы своего товарища. Александр Сергеевич неоднократно подмечал, что в Евгении есть талант мелодично сочинять все свои мысли и оформлять их на бумаге.

Загадочность, замкнутость работ Баратынского связана с его юношеской ошибкой, которая оставила непоправимый след на всей жизни автора. Мечта стать государственным деятелем развеялась в одну минуту, после исключения из пажеского корпуса. После таких событий, у Евгении не было иного выбора, как стать поэтом.

Уже во взрослом возрасте, у Евгения появилась небольшая возможность принять участие в государственной деятельности. В этом помогли его влиятельные родственники. Однако, такой расклад событий не утолило чувство вины автора самим перед собой. Теперь, он мечтает лишь о тихой семейной жизни.

Баратынский замыкается в себе, отказывается от своих друзей и товарищей. Именно в этот период, в 1830 году было создано стихотворение «Чудный град порой сольется».

С первых слов данной стихотворной работы, читатели окунаются в прекрасный мир авторских мечтаний. Баратынский пишет о чудесном граде, который, словно в сказке, появляется из-за облаков. Евгений мечтает найти для себя самое счастливое и самое спокойное место на земле, где он сможет откинуть все терзания совести.

Однако, вмиг, от одного дуновения ветра, чудный град исчезает. Так происходит и в реальной жизни. Только лишь обычный человек увлечется мыслями о счастье, они моментально развеиваются. На их место приходит печать и мрак.

Времена добровольного заточения Баратынского, достаточно положительно повлияли на автора. Жениться сделала его менее вспыльчивым. В некоторой степени он смог превратиться в настоящего романтика, о чем свидетельствуют его литературные работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector