Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Александра Фета — Ель рукавом мне тропинку завесила. Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
• Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
• Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые продолжают друг друга.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – разностопный дактиль (двух-, трёх-, четырёхстопный), рифмовка перекрёстная АВАВ.
• Метафоры – «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы».
• Эпитеты – «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Детальный анализ
Вариант 1
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «все гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как «глашатай медный». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.
Жанр
Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».
Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.
Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «все гудёт и колышется». Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мертвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как «глашатай медный». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.
Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Вариант 2
«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться из-за тяжелого материального положения. О своём решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре. А. Фет всю жизнь хранил тёплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта.
В стихотворении тоже есть намёк на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Стихотворение было напечатано в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был ещё жив. Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной лирике.
Тема
В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.
Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «всё гудёт и колышется».
Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мёртвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, «глашатая медного». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.
Композиция
Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, звук рога и связанные с ним переживания лирического героя. Смысловые части одинаковые по объёму, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.
Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль чередуется с трёх- и двустопным дактилем. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр
В произведении отражены чувства и переживания лирического героя, его взгляд на мир и природу. Всё это говорит о том, что перед нами лирическое стихотворение.
Средства выразительности
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
Привлекает внимание и интонация. Даже одинокая прогулка по лесу описывается как целая гамма чувств: “шумно, и жутко, и грустно, и весело”, а радость от услышанного звучания рога передаётся при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Вариант 3
Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета.
В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви. Поэтому это стихотворение многие критики относят к любовной лирике Фета.
Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами.
Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.
К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира.
Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.