«Гамбринус» — анализ рассказа Куприна

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа рассказа Куприна — Гамбринус. Используйте этот материал для написания сочинений по литературе на урок в школе.

Вариант 1

Повествование произведения заключается в описании жизни одного из представителей еврейской национальности по имени Сашка, являющегося музыкантом-самоучкой, играющим на скрипке в пивном баре «Гамбринус», названном в честь покровителя пивоварения, расположенном в портовой гавани.

Герой представляется писателем в образе сироты, не имеющего специального музыкального образования, обладающего порядочностью, уникальным слухом, артистизмом, остроумием и хорошей памятью, отличающего композиторским талантом, сочиняя собственную музыку, основанную на традиционных еврейских мотивах.

Музыкальное исполнение затрагивает душевные уголки посетителей пивной, Сашка имеет оглушительный успех у постоянных завсегдатаев заведения, народную любовь и уважение.

Судьба еврейского музыканта складывается нелегко, в его жизни присутствуют непосредственное участие в русско-японской войне, после чего герой возвращается с грустным, печальным выражением глаз, период гонения еврейской нации со страшными погромами, арестами и кровавыми убийствами, в результате которых Сашки лишается любимого друга – преданной собаки Белки, тюремное заключение за драку в кабаке, в которую Сашка ввязывается по причине обидной несправедливости, долгожданное освобождение, сопровождающееся невозможностью дальнейшей игры на скрипке из-за покалеченной руки.

Писатель, описывая жизненные трудности и невзгоды, с которыми сталкивается герой рассказа, демонстрирует его истинные человеческие качества, выражающиеся в проявлении Сашкой неимоверной силы духа, смелости, отчаянной выдержки, позволяющим герою не сломаться и выжить, несмотря на тяготы и лишения.

Любовь к музыке помогает Сашке продолжать существовать на белом свете, мужчина, несмотря на больную руку, принимает решение не бросать любимое занятие и осваивает игру на губной гармошке.

Произведение насыщено глубоким психологизмом, акцентирующим неоднородность душевного, духовного состояния русского народа, противопоставляющим красоте и высокой духовности темные инстинкты отдельных представителей озверевшей толпы.

Писатель передает основной смысл рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни.

Вариант 2

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса.

С хозяином пивной автор не знакомит читателя. Но по мере прочтения рассказа, становится понятно, что главными людьми там были буфетчица Иванова и музыкант Сашка. Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.

В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю. Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.

Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.

На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке. На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Вариант 3

В одном из своих произведений Эрнест Хэмингуэй постулирует мысль, которая в дальнейшем становится одной из центральных для дальнейших поколений: «человека возможно убить, но невозможно победить». Эту мысль он неоднократно иллюстрировал в своих произведениях, через мужественных и упорных героев, которые могли сохранять внутреннюю стойкость наперекор любым обстоятельствам.

Подобную мысль немного раньше озвучивает и Куприн в своем рассказе Гамбринус, только в немного более мягкой форме. Он завершает рассказ словами главного героя: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». Причем намек тут идет не только на искусство, но и на фигуру главного героя, для которого музыка становится помощником и инструментом, позволяющим преодолевать любые обстоятельства.

Главный герой – еврей по имени Сашка, он служит музыкантом в пивной и пользуется высокой популярностью у посетителей, по сути, он и есть основной человек, который привлекает сюда людей. Сашка умеет подобрать и спеть любую песню, играет на скрипке и губной гармошке. Также он обладает высоким артистизмом и, хотя для профессиональных музыкантов не является ровней, для уровня пивной он – виртуоз.

Куприн описывает как Сашку забирают на русско-японский фронт, далее как он терпит последствия гонения на евреев, как теряет собачку. Оказавшись в тюрьме после кабацкой драки, он остается с дефектом руки, но и в таких обстоятельствах берется за губную гармошку, чтобы продолжать делать музыку. Он продолжает свои занятия музыкой и продолжает дарить музыку другим, в этом его радость, служение и борьба.

Конечно, Сашка после гибели своей собачки срывается и именно из-за этого дерется в кабаке, но в целом, даже суровые обстоятельства не озлобляют его. Он остается довольно добрым и бесстрашным, спокойно чувствует себя в период погромов. Для этого героя музыка является нравственным ориентиром, который он хранит в себе и благодаря этому сохраняет высокие идеалы.

Рассказ, подобно произведениям Хэмингуэя, да и многим другим написанным известными писателями, говорит о жизненной стойкости. Мысль о потребности оставаться человеком выступает в положительной форме. Герой не просто не делает плохого, он служит искусству и тем самым улучшает мир самим своим существованием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector