Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Тютчева — «Как океан объемлет шар земной». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – произведение было написано в период с 1828 по 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.
• Тема стихотворения – человеческие сны как возможность постижения вселенной.
• Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышление автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трёх строф.
• Жанр – элегия.
• Стихотворный размер – четырёх-, пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей – перекрёстная АВАВ.
• Метафоры – «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».
• Эпитеты – «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».
• Сравнение – «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».
Подробный анализ
Вариант 1
Впервые стихотворение «Как океан объемлет…» было опубликовано в журнале «Галатея» в 1830 году под названием «Сны». Ключевой образ произведения – образ бездны, часто встречающийся в творчестве Тютчева. Здесь она представлена читателям таинственной и прекрасной. При помощи буквально нескольких строк поэту удалось передать все великолепие ночного неба, усыпанного звездами. Почему же пугает человека эта восхитительная картина? За глубиной бездны скрывается нечто, которое разум не в состоянии постичь. Так рождается практически первобытный страх. Звездное небо по ходу стихотворения превращается в огненную пучину, что позволяет Тютчеву продемонстрировать одновременно два чувства – восхищение и испуг.
Крайне важен для «Как океан объемлет…» мотив сна, характерный и для других произведений поэта, например, «Сон на море», «Лебедь». Погружение в сон дает шанс лирическому герою постичь тайны мироздания, прикоснуться к жизни собственной души вне реальности, законов разума. Ночь становится временем откровений. Человек откликается на ее зов, стремится к познанию. Но постичь секреты вселенной практически невозможно, и в этом заключается трагедия. Согласно мысли Тютчева, люди вынуждены постоянно плыть, окруженные со всех сторон пылающей бездной. Они одиноки, слабы разумом. Получается, человек – всего лишь беспомощная песчинка в масштабах бесконечной вселенной, вечный скиталец, ни на миг не прекращающий движения. Неизмеримость окружает его: снизу – океан, сверху – небеса. Бесконечность и безбрежность мира для поэта – не просто философская сентенция. Они вобраны в его душевную жизнь. Для Федора Ивановича не существовало разделения на космическое и личное. Его индивидуальное бытие полностью растворено во вселенском.
Стихотворение принято относить к «ночной» лирике Тютчева. Для нее характерно употребление высокой лексики и слов церковнославянского языка. Кроме того, часто встречаются поэтизмы. Что касается рассматриваемого стихотворения, то в нем к первой категории относится «глас», ко второй – «челн».
Тютчев – поэт-философ. Этот тезис в очередной раз подтверждается при внимательном изучении именно «ночной» лирики. По ней можно понять отношение Федора Ивановича к человеку и его предназначению, к проблемам познания, к космосу, к бытию отдельного индивида.
Вариант 2
Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер и т. д.), поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворение четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста.
Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая — над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна» — полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.
Вариант 3
Произведение было написано в 1828–1830 годах, когда поэт жил в Мюнхене. За границей он имел возможность пообщаться с немецкими философами и мастерами пера, и в его творчестве начинают преобладать философские мотивы. Анализируемое стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Галатея» под названием «Сны». В этом же периодическом издании были напечатаны и другие творения Тютчева. Они демонстрировали талант поэта, но тогда известность ему не принесли.
Тема
В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».
Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».
Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.
Композиция
Композиция стихотворения простая. По смыслу оно не делится на части, представляя целостный монолог о снах человека. Формально стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предаётся неторопливым философским размышлениям над поставленной проблемой. Стихотворный размер – четырёх- и пятистопный ямб. Автор использовал разные виды рифмовки: в первой строфе – кольцевую АВВА, во второй и третьей – перекрёстную АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы поэт создал яркие оригинальные образы, используя в каждом стихе средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». При помощи сравнения создается ключевой образ: «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами». Эпитеты дополняют картину: «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».
Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь – и звучными волнами стихия бьет о берег свой». В стихотворении встречается высокая поэтическая и старославянская лексика: “объемлет, “глас”, “челн”.