«Ленинград» — анализ стихотворения Мандельштама

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Мандельштама — «Ленинград». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе на урок в школе.

Краткий анализ

• История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»
Тема стихотворения – встреча с родным городом.
• Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).
• Жанр – элегия.

• Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка парная ААВВ
• Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».
• Эпитеты – «декабрьский денёк», «лестница черная».

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.

Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.

Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).

Литературное направление и жанр

Акмеистические корни поэзии Мандельштама видны в стихотворении «Ленинград». Модернистское мироощущение поэта накладывается на чудовищную реальность, что усиливает трагичность стихотворения. По жанру оно ближе всего к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.

Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции. Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».

Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.

Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.

Тропы и образы

В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слёз знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребёнку, чьи припухлые желёзки тебе знакомы.

Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дёгтю – метафоры тусклого жёлтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч. Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы ещё и противно пахнут (рыбий жир и дёготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему. Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.

Для него это город мёртвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам. Это строфы о не-звучании, о голосах мёртвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.

Да и как позвонить, если лирический герой ютится на чёрной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мёртвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).

В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход «дорогих гостей» (ирония). Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасёт от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.

Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли «дорогие друзья». И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными. А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждёт полусумасшедший лирический герой.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.

Вариант 2

Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.

Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.

Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.

Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез. Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать. Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.

Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг. Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом. Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.

Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя. Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался. Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.

Вариант 3

Родной город Осипа Мандельштама – Варшава. Поэт много ездил по миру, учился за границей, но его любимым местом оставался город детства Петербург. Он мечтал вернуться в Ленинград, и в конце 1920-х годов его желание сбылось. Но что же увидел автор? Коммуналки вместо особняков, разношёрстную толпу на набережных вместо неторопливых барышень в пышных юбках. Город изменился не только внешне. И люди в нём теперь другие. Кто-то охвачен ужасом, кто-то всегда в погоне за богатством. Как бы хотелось вернуть старое время…

История создания

Мандельштам написал стихотворение «Ленинград» после возвращения в Петербург из отъезда. Наступил 1930 год –
очередной год торжества социалистического строя. Лишь немногие друзья поэта продолжали честно говорить о своих склонностях и взглядах. Но его не пугала перспектива расправы, он презирал тучи, сгущающиеся над собой.

Большинство людей стали подозрительными. Те, кто не разделял общепринятую точку зрения, незаметно исчезали. Так город детства стал для поэта чужим. Свои чувства Мандельштам выразил в стихотворении и в очередной раз навлек на себя беду. Его творчество серьезно взволновало представителей власти, которые хотели подстроить искусство под идеологические нормы. Опубликовать работу оказалось трудно, но «Ленинград» все же появился на страницах «Литературной газеты» в 1931 году.

Размер, жанр, направление

Размер «Ленинграда» — четырёхстопный анапест. Стихотворение написано в лирическом жанре: это одновременно воспоминания о прошлом и горькие размышления о будущем. Повествование ведётся от лица рассказчика. Он обращается к городу с монологом.

Ленинград кажется автору знакомым и незнакомым одновременно. Мандельштам не может найти своего места ни в прошлом, ни в будущем. Именно поэтому произведение считается лирическим. Поскольку все образы и символы выражены прямолинейно и конкретно, данное стихотворение, как и многие работы поэта, относится к модернистскому течению «акмеизм».

Образы и символы

Ключевым образом «Ленинграда» является сам город, будто живой. Для автора он сохранил старое название – Петербург. Где-то в переулках до сих пор звучат голоса умерших, а по старым адресам можно найти символы прошлого. Пустуют квартиры, где когда-то звучал смех, и велись беседы на тему литературы. Город мрачен и неприветлив, по вечерам тьму рассеивает только «рыбий жир» речных фонарей.

Петербург представлен как бы в двух образах. Один – тот самый, знакомый, город детства. Другой – место, где все живут в постоянном страхе. Герой в каморке под лестницей ждёт «гостей дорогих», то есть тех, кто придёт его арестовать под покровом ночи.

Тематика и проблематика

Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый. Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными. Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.

Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве. Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности. Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

Средства художественной выразительности

Автор использует большое количество эпитетов, чтобы подчеркнуть «чужеродность» города: Ленинград теперь «чёрный», «зловещий». Впечатление усиливают метафоры – свет фонарей сравнивается с рыбьим жиром, ночная темнота – со зловещим дёгтем. Метафоры становятся всё более жёсткими: «кандалы цепочек», «вырванный с мясом звонок».

Также в стихотворении прослеживается антитеза: противопоставление старого новому, прошлого – будущему. «Ленинград» оставляет сильное впечатление у читателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector