«Мы встречались с тобой на закате» — анализ стихотворения Блока

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Александра Блока — «Мы встречались с тобой на закате». Используйте наш материал для написания сочинений на урок в школе и успешного выполнения заданий по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение было написано в 1902 г., посвящено Любови Менделеевой.
• Тема стихотворения – угасание любви в мужском сердце.
• Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
• Метафоры – «ты веслом рассекала залив», «всё померкло, прошло, отошло».
• Эпитеты – «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло», «лазурная тишь»..

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате …» Александра Блока относится к циклу «Стихи О Прекрасной Даме». В нём два мотива: мотив встречи, который звучит в первых трёх строфах, и мотив расставания влюблённых в заключительной строфе.

Когда реалии становятся мечтами, а мечты переходят в реальный мир? Грань между реальностью и мечтой у Блока очень тонка. Он рассказывает нам о чувствах лирического героя и показывает его встречу и расставание с Прекрасной Дамой будто бы сквозь туман. Лирическому герою ближе мечта — именно в ней он находит спасение. Поэтому композиция у этого стихотворения кольцевая.

Стихотворение продолжает цикл произведений о Прекрасной Даме, но образ этот заметно изменился. Перед нами уже не Величавая Жена. Образ Её неуловим и расплывчат: даны только Её очертания в белом платье. Но белое платье — черта обыкновенной земной женщины, которая к тому же «веслом рассекала залив». И эти реальные черты противопоставлены «утончённости мечты».

Фон повествования тоже снижен. Мы попадаем не в храм, как прежде, а на залив, где «рябь и камыш», и видим влюблённую пару на песчаной косе. Если сравнить это произведение с другими стихами о Прекрасной Даме (например, со стихотворением «Вхожу я в тёмные храмы … »), то мы увидим, как изменились цвета и звуки. Нет ярких красок — все цвета приглушены.

Действие происходит на закате, когда зажигаются «вечерние свечи», и в дымке вечернего тумана. Женский образ наполнен «бледной красой». В образе лирического героя тоже произошли большие перемены: его прошлые восторги «померкли, прошли, отошли».

Интересно понять значение символов, которые включает в художественную ткань своего произведения автор. Закат, река, туман, золотое весло, цвета и звуки — всё имеет свой смысл. Встреча влюблённых происходит на закате. Их свидание, хоть и окутано вечерним ореолом таинственности, но всё же это «закат» их романтических отношений.

Туман — тоже символ зыбкости и непрочности отношений. Женщина безмолвна и непостижима. Лирический герой по-прежнему боготворит её образ, но у влюблённых нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. И в третьей строфе обозначен мотив расставания:

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь …

На женщине — белое платье. Белый цвет — символ смерти. Может быть, это плывут куда-то в лодке умершие возлюбленные? В начале стихотворения весло рассекало гладь залива, а в конце оно показано застывшим без движения — «золотым». Звуки создают грустное настроение, передают печаль лирического героя и его ностальгию по мечте. Встречи с любимой безмолвные, а в лазурной тиши раздаются только голоса панихиды (панихида — молитвенное поминание усопших).

Блок использует разнообразные средства художественной выразительности языка. Метафорические эпитеты (бледная краса; лазурная тишь; вечерние свечи; белый стан) посвящены раскрытию образа возлюбленной лирического героя.

Изобразительные эпитеты (белое платье; песчаная коса; золотое весло; вечерний туман) участвуют в описании пейзажа, на фоне которого происходит действие. Метафоры подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Стопа трёхсложная с ударением на третий слог. Рифма перекрестная.

Вариант 2

Летом 1898 г. молодой А. Блок пребывал в родовом имении Шахматово. Здесь он увидел Любовь Менделееву. Поэт знал её с детства, но тогда это была задиристая девчонка. Теперь же она превратилась в симпатичную скромную барышню. Александр Александрович полюбил девушку с первого взгляда. Менделеева не принимала его ухаживаний, относилась к нему холодно. Поэт не отчаивался, считая, что поведение возлюбленной связано с ее возрастом.

Как-то между Блоком и Менделеевой состоялся разговор, во время которого выяснилось, что Любовь думает о кавалере на самом деле. Девушка посмеялась над ним. Разочарованный молодой человек решил уехать из Шахматова и постараться забыть даму сердца. Через несколько лет он признался, что его сердце больше не пылает любовью. В этот период, в 1902 г., было написано стихотворение «Мы встречались с тобой на закате». Позже Л. Менделеева станет женой поэта, но пока он был уверен, что все чувства прошли.

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему – угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываемым событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

В первых строфах лирический герой рассказывает о встречах с девушкой в белом платье. Интересно, что платье – единственная деталь портрета, о которой упоминает автор. Он не описывает ни лицо, ни фигуру героини. Белый цвет ее наряда символизирует чистоту, непорочность, юность. Лирический герой признаётся, что на какое-то время забыл, что в человеке главное – душа, и влюбился в прекрасную оболочку: «я любил твоё белое платье, утонченность мечты разлюбив».

Влюблённый искренне удивляется тому, что во время встреч и он, и девушка молчали. Видимо, он не осмеливался взглянуть в глаза любимой, ведь замечал «вечерние свечи», камыш у берега. Молодым людям не суждено было быть вместе, лирический герой объясняет это просто: «приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь…». Чувства молодого человека сгорели в молчании.
Последние стихи – откровение лирического героя. Он признается, что его сердце опустело. Заметно, что он не радуется таким переменам, ведь описывает своё внутреннее состояние с нескрываемой печалью: «всё померкло, прошло, отошло…».

Кажется, он вступает в конфликт с самим собой. Напевы девушки кажутся теперь ему панихидой по любви.
Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Композиция

Композиция произведения проста. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.
Формально произведение состоит из четырех катренов. Три первых воспроизводят воспоминания героя, а последний описывает его «нынешнее» внутреннее состояние.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение: в стихотворении преобладают грустные воспоминания, а в конце видим разочарование оттого, что любовь прошла. Написаны строки произведения трехстопным анапестом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы А. Блок использовал художественные средства. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения чувств лирического героя. В тексте есть метафоры: «ты веслом рассекала залив», «всё померкло, прошло, отошло» и эпитеты – «безмолвные встречи», «лазурная тишь», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло». Опустевшую душу некогда влюбленного молодого человека автор описал, используя ряды однородных членов: «ни тоски, ни любви, ни обиды, «, «померкло, прошло, отошло».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector