«О красном вечере задумалась дорога» — анализ стихотворения Есенина

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Есенина — «О красном вечере задумалась дорога». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1916 году, опубликовано в 1918 году в сборнике «Голубень».
• Тема стихотворения – Любовь к родной земле.
• Композиция – Кольцевая композиция.
• Жанр – Лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.

• Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».
• Эпитеты – «тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы».
• Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».
• Сравнения – «изба – старуха».

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» было написано Есениным в 1916 г. и напечатано в сборнике «Голубень» (1918). Есенин отдал это стихотворение вместе с пятью другими для публикации в газете «Биржевые ведомости» ещё в 1916 г., но через месяц отказался от публикации.

Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни. Его сознание странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.

Литературное направление и жанр

В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта – «утрированный лубок, пряник в сусальном золоте».

Жанр стихотворения – пейзажная лирика, в нём есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – осенний вечер в деревне, грёзы-воспоминания о прошлом, о родине и детстве. И пейзаж, и деревенский был одухотворены и оживлены. Основная мысль стихотворения связана с его настроением. Лирика осеннего вечера наталкивает лирического героя на мысль об утрате («кого-то нет»). Увядание и умирание дня, осенней природы и человека – звенья одной цепи. Смерть и увядание окружает лирического героя, но нужно уметь жить, зная о смерти, уметь видеть жизнь даже в увядании.

Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на разные объекты, как будто проходит по деревне. В первой строфе внимание сосредоточено на дороге, кустах, потом на избе. Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого отрока, который из окна избы рассматривает двор и игру галок. Это детство самого лирического героя.

Третья, центральная строфа – сердце стихотворения. Печь традиционно считается самым главным элементом избы. В ней сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на её розовое нутро и на зелёную золу, выпадающую из неё, вызывает у лирического героя печальные мысли о ком-то, кто отсутствует в данной идиллической картинке. Этот отсутствующий человек не обязательно мёртв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от родной природы, родного двора и избы: «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы». Четвёртая строфа – плач по ушедшему человеку, «тяжёлый вздох» по нему самой природы, ветра.

Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную избу, в его прошлое, уводит его прочь. А в родном дворе остаётся всё по-прежнему.

Тропы и образы

В основе всей образной системы стихотворения лежит олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, живо всё. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определённые черты человеческого характера. Старуха сравнивается с избой (приложение изба-старуха), у неё есть челюсть (это порог), которым она «жуёт пахучий мякиш тишины».

Осенний холод крадётся ласково и кротко (наречные эпитеты), ветер тонкогубый (эпитет). Тонкие губы нужны для свиста, а ещё злые люди часто поджимают губы. Может быть, ветер сердит на того, кто сгинул в ночи? В то же время, именно его тягучий вздох (эпитет) целует клюв нахохленной (эпитет), видимо, от ветра, совы. Вздох ветра начинает жить в стихотворении отдельной жизнью, он ныряет звоном тощим (метафора и метафорический эпитет).

Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.

В образной системе языка важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке (сравнительные степени прилагательных «кусты рябин туманней глубины» – «всё гуще хмарь»). От начала стихотворения к концу мрак всё сгущается. Вечер перестаёт быть красным, небо тухнет. Дорога в сумраке кажется белой. Метафора узорит скользкий ров связана с каким-то промыслом, женской тоскливой работой (шитьём или вышиванием).

Образ дороги символичен. Это жизненный путь, который увёл из деревни лирического героя и теперь в воспоминаниях привёл обратно. Скользкий ров (эпитет), над которым извивается дорога – символ постоянной опасности, слепого случая. Это смерть, шагающая рядом с живущим.

Ещё два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.

Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла – воплощение неба, желтоволосый отрок – символ самой жизни, зреющих хлебов. Чёрные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи. Свет излучает не только печь, но и глаза отрока (лучит глаза), и белая дорога.

Тихие звуки вечера (метафора мякиш тишины) в стихотворении прерываются шёпотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики – самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками. Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.

Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.

Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвёртой строчке первой строфы – материальное воплощение тишины.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрёстная.

Вариант 2

Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.

Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.

Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.

Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.

В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.

Вариант 3

Есенин в первой строфе описывает вечер, горящий красным цветом: отсвет заходящего за горизонт солнца резко сменяется на картину ярко-красного куста рябины. Из следующей строфы мы узнаём: красный цвет меняется на жёлтый. Это означает угасание вечера. С мглою подкрадывается холод осени. Но поэт видит, что вдали всё ещё видны солнечные лучи. Последняя строфа описывает третью фазу заката, когда всё солнце поглощается тучами. Есенин выразительно и лирично раскрывает многогранность осеннего вечера.

История создания

Молодой поэт, уехав из родного села Константиново в Петербург, рассчитывал на открытие новых творческих горизонтов. Но, развиваясь творчески, он испытывал сильную тоску по отчему дому, деревне и свойственным ей пейзажам. Поэт ощущал сильнейший контраст своих воспоминаний с суетливым, многолюдным Питером.

Желая передать посредством бумаги свои чувства, Есенин, в 1916 году пишет это стихотворение. Сначала он намеревался издать его совместно с прочими пятью стихотворениями на страницах ежедневника «Биржевые ведомости», но неожиданно решил отказаться от публикации. Произведение увидело свет, спустя два года, войдя в книгу «Голубень».

Жанр, направление, размер

Произведение является образцом пейзажной лирики с элементами идиллии и элегии. Произведение написано размером пятистопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку.

Композиция

В состав произведения входят пять строф. Каждая строфа представляет собой описание картин окружающей природы:

1. Первая строфа – описываются кусты, дорога, деревенская избушка.
2. Вторая строфа – мир презентуется глазами «отрока желтоволосого», рассматривающего избу. Здесь мы знакомимся с детскими воспоминания поэта.
3. Третья строфа является основной. В ней описана деревенская бытовая жизнь. Центральная роль отведена печи – она символизирует домашний уют.
4. Четвёртая строфа. В ней поэт выражает тоску по тому, кто не присутствует в его идеальной картине мира.
Пятая строфа формирует кольцо композиции путём замыкания на первой строфе. Герой описывает всё ту же нескончаемую дорогу: она одновременно приводит его к родной избушке и уводит далеко от родного дома.

Образы и символы

Вся образная система построена на «фундаменте» олицетворений: в селе всё живо (ветер шепчет и пр.). Рассмотрим несколько ключевых образов:

• образ дороги символизирует жизненный путь, уведший поэта из родного села. Теперь, в воспоминаниях, дорога опять приводит его на родину;
• образ «скользкий ров» является символом постоянной жизненной опасности, слепого случая. Это смерть, что шагает параллельно с человеком;
• образ желтоволосого отрока и старухи-избы – это символы детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни;
• образ печи символизирует домашний очаг, родные стены деревенской избы.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – любовь к родной земле. Деревенская жизнь и природа одухотворены, они наделены чертами живых существ. Лирический герой в каждой детали, в каждой мелочи видит невероятное очарование. Произведение оставляет впечатление светлой грусти, заставляет нас задуматься о законах природы, о будущем.

Основная идея

Поэтика осеннего вечера наталкивает героя на мысль об утрате. Увядание осенней природы и смерть человека – всё это звенья одной цепи. Основная идея произведения в том, что надо учиться жить, даже зная о неминуемой смерти. Надо учиться видеть жизнь даже в моментах увядания.

Средства выразительности

Чтобы придать произведению большую выразительность, Есенин использует следующие тропы:

• метафоры – «мякиш тишины», «узорит скользкий ров»;
• эпитеты – «тягучий», «нахохленный», «тонкогубый»;
• олицетворения – «охает солома», «вздох целует»;
• сравнения – «изба – старуха»;
• неологизмы – «хмарь», «лучит», «узорит».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector