Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Бориса Пастернака — «Перемена». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – Стихотворение написано в 1956 году.
• Тема стихотворения – Основная тема – противостояние трудового класса и мещанства, а также темы честности, доверия и разочарования.
• Композиция – Произведение состоит из двух частей: первая часть включает в себя 4 катрена и является описанием былого состояния автора, вторая часть состоит из 2 катренов, в которых автор делится своим нынешним отношением к жизни.
• Жанр – Элегия.
• Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.
• Метафоры – «жизнь без помпы и парада», «времени коснулась порча», «И я испортился с тех пор…».
• Эпитеты – «возвышенный», «деликатный», «трудовой».
Подробный анализ
Вариант 1
Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все, а кому-то ничего, за что так все устроено в этом мире. И ежедневно проводил подобный анализ, пока не пришел к выводу, которая сказана в библии: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
О чем и рассказывается в данном стихотворении «Перемена», которая была создана в 1956г. «Я льнул когда-то к беднякам», подчеркивая то, что он всегда относился к бедным людям благосклонно, и презирал тех, кто жил в роскоши.
Поэт с небольшим смущением говорит о том, что в свое время «с барством был знаком», то есть вырос вполне богатой и интеллигентной семье. Но даже здесь чудилось ему что-то чужое, не родное, и это ему не нравилось, он пытался какими-то способами уйти из подобной обстановки. И спустя годы автор понял, что ему лучше всего находится среди простых людей, которые не хитрят ради личной выгоды и всегда говорят то, что они думают на самом деле в данной ситуации. Конечно, у Б. Л. Пастернака имелись разные знакомые, с разными взглядами на жизнь, но ему было приятней всего находиться с теми, кто прост и откровенен: «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — пишет автор.
Детальный анализ
Крупнейший русский поэт XX века, обладатель Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак по своему стилю творчества очень много философствовал. Многие свои произведения он писал с точки зрения философии, обсуждения насущных проблем, ставя под сомнение любые вопросы. Да и себя Пастернак относил больше к философу, нежели к поэту. Каждый день, анализируя ситуации окружающего мира, он пришёл к выводу, о котором пишется в Библии: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Именно на эту тему и было написано стихотворение «Перемена». Пастернак написал его в 1956 году, в период расцвета творчества, когда он считался уже состоявшимся поэтом и философом. За писательские заслуги он получил дачу в посёлке Переделкино, где и было написано это стихотворение. Здесь, среди настоящей русской природы Пастернак много и с удовольствием творил. Неудивительно, что как раз в этот период жизни поэт подарил своей родной земле так много хороших, открытых, проникновенных произведений. Это был период позднего творчества, в который попала и Нобелевская премия. К сожалению, это был и закат жизни и творчества великого поэта.
В философском стиле была написана и «Перемена». Стихотворение больше похоже на философские размышления автора на острый социальный вопрос о неравенстве бедных и богатых слоёв населения. Поэтому стихотворение следует отнести к медитативной лирике. Произведение изобилует грустными нотками, где автор все больше разочаровывается в общении с состоятельным классом общества в прошлом. Но и из-за этого стихотворение нельзя отнести к элегии.
В соответствии с композицией стихотворение состоит из двух частей. Отношения и состояние автора в прошлом – первая часть, включающая 4 катрена. Нынешнее положение автора, его отношение к бедным и богатым людям, его взгляды и признательность у низшего сословия людей – вторая и заключительная часть, состоящая из двух катренов.
Главным образом стихотворения является сам Борис Пастернак. Он упоминает о переменах в своей жизни, когда он общался с богатым слоем населения. Только лишь среди бедняков он ощутил настоящую жизнь – без вранья и прикрас. Он гордится тем, что бедняки приняли его за своего, ведь лучше быть честным и благодушным в первую очередь по отношению к себе, но бедняком. Пастернак родился в богатой семье, поэтому и общался с состоятельными людьми.
Поэт показывает себя с новой стороны, без вранья, разочаровавшись в прошлом окружении и их взглядов. Также «голь перекатная» – образ, так знакомый автору. Именно в этом образе и проявляется настоящий человек, который чист, прежде всего, душой. «Чердак без занавесок» – образ нищеты, до боли знакомый автору.
В своём стихотворении Пастернак приходит к выводу, что быть бедным не зазорно, и вовсе ему приятно, когда низшее сословие людей принимает его за своего. Поэт понимает, что бедный человек открыт для всех, он чист душой и телом, всегда готов помочь своему ближнему. У богатых же отсутствует взаимовыручка, каждый сам за себя. К такому выводу Пастернак пришёл, общаясь и с богатым слоем населения. Об этом поэт и сожалеет, поэтому в начале стихотворения присутствуют нотки негатива. Пастернак также поднимает тему доверия, сожалея, что прошли те доверительные отношения, которые имели место быть. Тема лицемерия и разочарования в людях и самом себе постоянно затрагивается в произведении.
Пастернак приходит к выводу, что люди стали больше обращать на внешний вид, на богатство и положение в обществе. В то время внутренний мир ни для кого не интересен. Личность человека утрачивает свою былую значимость, что коробит и разочаровывает поэта. Внешность часто бывает обманчива.
Борис Пастернак использует много самых простых в обиходе слов, которые подчеркивают простоту человека. «Рвань», «голь» – все это определяет простого человека, бедного телом, но не душой. Этими словами поэт подчеркивает тяжелое положение простого народа, тем не менее, для Пастернака это лучше, чем «без помпы и парада». Все эти простонародные выражения помогают легко понять смысл стихотворения, и, что самое важное, проникнуться мыслями и идеями поэта.
Пастернак так много и откровенно размышляет о проблемах противостояния простых людей и зажиточного слоя общества. В этом стихотворении подняты те вопросы, которые актуальны до сих пор. Возможно, поэтому Пастернак популярен и в наши дни.
Вариант 2
Б. Пастернак – не только талантливый поэт, но и философ, который на протяжении всей жизни пребывал в поисках истины. Борис Леонидович родился в обеспеченной семье интеллигентов, но всегда тянулся к простым небогатым людям, о чем пишет в произведении «Перемена». Оно было создано в 1956 г., когда поэт пребывал в Переделкино. Деревенская природа, жизнь внегородской суматохи вдохновляли Пастернака на работу, поэтому в этот период из-под его пера вышло много произведений.
Тема анализируемого стихотворения – противостояние «барства и бедняков, рассуждения об этих группах людей. Произведение делится на две смысловые части, в каждой из которых реализуется определенная идея. В первой автор восхваляет «жизнь без помпы и парада», во второй показывает, что в его век человек «потерян», поэтому трудно кому-то доверять.
Центральный образ произведения «Перемена» – лирический герой. Зная биографию Бориса Пастернака, нетрудно заметить автобиографические мотивы. Таким образом, лирическое «я» – воплощение автора. Строки написаны от первого лица, поэтому читатель максимально приближен к автору и герою.
Также в произведении есть два сборных образа: барство и бедняки – поэтому в основе художественного оформления прием контраста. В первых строках лирический герой признается, что когда-то тянулся к простым людям, потому что им нравится их уклад жизни. Но и высшее сословие мужчине было не чуждо: «с барством был знаком и с публикою деликатной». Эта деталь намекает на происхождение Бориса Леонидовича.
Вспомнив о «публике деликатной», лирический герой сразу же отмечал, что был им врагом. Он дружил с трудовыми людьми, за что богачи считали его такой же рванью. Несколько строк посвящено быту бедняков: «подвалы без прикрас и чердаки без занавесок». Но такие простые интерьеры прекрасны своей осязательностью.
В последних строфах мужчина признается, что испортился тогда, когда изменились простые люди: их коснулась «порча времени». Теперь герой не знает, кому доверять, так как он «потерял человека». Именно эти перемены отображены в названии стихотворения.
Произведение состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой Мужские рифмы чередуются с женскими. Четыре первых катрена – описание простых людей до перемен, последние два – после. Написаны строки четырехстопным ямбом.
Стихотворение Б. Пастернака «Перемена» насыщено художественными средствами. В тексте много метафор: «шла жизнь без помпы и парада», «я испортился с тех пор», «горе возвели в позор», «возвышенный взгляд». Привлекают внимание богатые синонимические ряды к словам богатые и бедные. Большинство синонимов – авторские метафоры: богатые – «барство», «публика деликатная», «дармоедство», «мещане»; бедняки – «голь перекатная», «люди из трудового званья», «рвань». Дополняется монолог лирического героя эпитетами: уклад подвалов и чердаков «осязателен», «вещественен», «телесен», «весок».
Особенность анализируемого произведения – смешивание книжной и разговорной лексики: «возвышенный», «льнуть», «деликатный», «осязателен»; «помпа», «рвань», «корча».
Вариант 3
Б.Л. Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года, первые стихи он написал после поездки с семьей в Италию. По всей видимости, автор в тот момент испытывал весьма противоречивые чувства, ведь он находился под впечатлением от прекрасной Венеции, но в то же время был глубоко огорчён отказом, полученным от любимой, которой он сделал предложение. Эти стихи были ещё по-юношески незрелыми, но, в то же время, весьма содержательными и насыщенными. После возвращения в Россию он стал участником ряда литературных кружков, в том числе таких, как «Лирика» и «Мусагет». На первых шагах карьеры его привлекает символизм и футуризм, но уже немного позже Пастернак выберет свой, особенный, независимый от других литературных объединений путь.
Жанр, направление, размер
Влияние символизма с характерными для этого литературного течения сложными рифмами, не всегда и не в полной мере понятными образами и метафорами заметно в довоенных стихах Пастернака. Но, в дальнейшем – в период войны его стиль предаётся ряду значительных изменений: стихи становятся легче, понятнее и намного проще для восприятия. Такова и «Перемена». Жанр «Перемены» необычен, оно относится к медитативной лирике. Стихотворение оформлено четырёхстопным ямбом – не самым распространённым стихотворным размером, а для созвучия автор выбрал перекрёстную рифму.
Композиция
Произведение состоит из двух частей. Первая, включающая в себя 4 катрена, показывает читателю, как главный герой повествования вёл себя раньше («Я льнул когда-то к беднякам»), что он считал верным («Я дармоедству был врагом») и как за это его характеризовало окружение («Меня считая тоже рванью»).
В свою очередь вторая часть, состоящая из 2 катренов, обращает внимание читателя на изменения, произошедшие с автором («И я испортился с тех пор»), и к чему это привело.
Образы и символы
Центральный образ стихотворения – это сам лирический герой, перемены, которые происходили с ним в течение долгого времени и то, к чему эти перемены его привели. Он был знаком с разными слоями общества, но лишь среди бедняков находил правдивую жизнь без ложных прикрас. Его считали тоже рванью – и это он считает честью для себя, ведь лучше быть прямодушным и свободным нищим, чем дармоедом, наживающемся на простом люде.
Чердак без занавесок – это символ нищеты, которая раньше была до боли знакома герою. Уклад подвалов – тот свод неписанных законов, которым подчиняются бедняки. Он весок, потому что под ним скрыта правда жизни. Только в его рамках человек был честен и не прикрыт лицемерием и декорациями мещанской усредненности.
Образ «голи перекатной» — это отражение достойного трудового народа, который честно и тяжело работает во благо всего общества. Его противопоставляет автор благородной публике, которая живет фальшивой паразитической жизнью, и мещанству – тому, во что превратились нищие герои после того, как свергли «дармоедов». Сытость и тяга к наживе передались и им.
Образ обновленного лирического героя – это отражение его стыда за свой обеспеченный образ жизни, который портит его здоровую натуру. Теперь быть бедным – это позорно, как говорят мещане. И он, повинуясь этим «корчам», разочаровывается в себе, в окружении, в своих идеалах.
Темы и настроение
Пастернак родился и рос в семье интеллигентных и весьма обеспеченных людей, то есть, по его собственному выражению, «с барством был знаком». И, как большинству подростков, ему виделась некоторая фальшь в этой не агрессивной и миролюбивой обстановке. Возможно, в его сознании появилась иллюзия, что простые, не обременённые «деньгами и положением» люди чаще, если не постоянно, говорят то, о чём думают, а соответственно, будут ближе и приятнее в общении. В этом утверждении автор поднимает тему честности. По его мнению, она возможна лишь там, где мерило человеческой ценности – это труд, а не положение в обществе.
Тяга к простым «работягам» была естественна в среде молодых интеллигентов того времени, при том, что в среде общения поэта были представители различных сословий, именно эта неоднозначность в выборе круга общения и является основой произведения. А вот основная тема – это противопоставление честных трудовых людей благородным дармоедам и сытым мещанам. Когда-то бедность не была стыдной, он высоко чтил ее и искал в ней высокие идеалы. Но со временем и ее опошлили, и ее запутали в хитросплетениях слов. В обществе теперь стыдно быть нищим. Сытость возведена в идеал. В данном изменении автор намекает на то, что революция напоролась на то, за что боролась. Прежние работяги и борцы за справедливость стали прижимистыми мещанами, которые осудили и свое героическое прошлое, и свои прежние достоинства, объявив все это позорным. Поэт и сам стал таким, и теперь он поднимает в своем стихотворении тему стыда и разочарования в себе.
Проблема доверия тоже поднимается в тексте. Пастернак осознал, что простоту и даже искренность окружающие люди могут использовать для собственной выгоды, не считаясь с интересами окружающих. Как и большинству людей, автору становится всё труднее разобраться: кому же доверять в этом неоднозначном и противоречивом мире, в котором подчас невозможно понять, кто является другом, а кто – только называется им, ожидая удобного момента, чтобы воспользоваться своим положением. Пастернак осознаёт, что не может доверять своим старым знакомым, и это осознание ведёт к печали и вызывает чувство безысходности.
Идея
Смысл стихотворения в том, что бедность не является синонимом человечности, равно как и состоятельность не означает непременного «дармоедства». Прежние добродетельные нищие, отвергнутая обществом рвань, после революции получили силу и средства. Их честность сменилась той же фальшью, с которой они боролись. Их новые идеалы – это та же сытость, то же лицемерие, те же алчные побуждения. Они стали теми же дармоедами, которых так презирали. А основная мысль обжигает своей откровенностью после прочтения произведения – «предать может любой», но остаётся открытым вопрос, на который автор не смог дать однозначный ответ на строках этого стихотворения – «Кому же можно доверять?».
Стихотворение «Перемена», по всеобщему мнению, одно из тех произведений Пастернака, где он больше философ, чем поэт. Удивительно, что оно было создано в то время, которое, возможно, следует называть самым счастливым в его нелёгкой жизни. Ведь общий фон, подбор слов и средств выразительности, а в особенности печальный вывод никак не свидетельствуют о безоблачном настроении автора.
Средства художественной выразительности
В этом стихотворении слог поэта столь же «осязателен», как описываемый им уклад бедняков. Речь не изобилует тропами. Использование таких просторечных выражений, как «голь», «дармоедство» и «рвань», подчеркивает, что речь идет о жизни «без помпы и парада» и усиливает иронию в первых четырех строфах. Осмелюсь сказать, что поэт использует элементы гротеска – изображения людей и явлений в уродливо-комическом виде, основанные на резких контрастах и преувеличениях.
Яркая метафора во второй части стихотворения: «И я испортился с тех пор…», как переход к печальному выводу, который делает для себя автор: «Я человека потерял…». Повторы однокоренных слов в последней строфе: доверял – не верен, потерял – потерян – лишь усиливают впечатление от прочитанного.