«Признание» — анализ стихотворения Заболоцкого

Мы подготовили для наших читателей несколько вариантов анализа стихотворения Заболоцкого — «Признание». Используйте наш материал для написания сочинения по литературе.

Стихотворение

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

Анализ стихотворения

Вариант 1

Произведение относится к любовной лирике поэта и является составной частью знаменитого лирического сборника под названием «Последняя любовь», адресованного двум женщинам, играющим немаловажную роль в личной жизни поэта.

Основной тематикой стихотворения представляется восхищение лирическим героем собирательным образом любимой женщины, венчанной с природной стихией в виде ветра.

Композиционная структура «Признания» выражена в пяти катренах с включением перекрестной рифмовки и представляет собой простую литературную схему, которая в качестве главного эмоционального фона демонстрирует искреннее и нежное чувство лирического героя, раскрывающее смысловую идею стихотворения в виде преклонения перед женским началом.

В качестве стихотворного размера произведения автор выбирает форму трехстопного анапеста, передающего эмоциональное состояние лирического героя в виде нежной страсти, чувственности, легкой грусти и покорности судьбе.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют основные литературные формы в виде метафорических образов, эпитетов, сравнительных словосочетаний, служащие выражением любовной и страстной чувственности к неземной женщине, которое в мозаике выразительных приемов превращается в целостную образную картину возлюбленной.

Образ лирической героини изображается поэтом отдельными яркими и волнующими штрихами в виде иллюстраций тяжелых очей, черных восточных бровей, полуголых рук, душевное состояние возлюбленной передается автором в форме проявляющихся слез, символизирующих женское раскаяние, которым и завершается повествование. Тем самым поэт пытается сохранить некую завесу тайны, интригу, предлагая читательской аудитории самостоятельно оценить искренность душевного сожаления любимой женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является его необыкновенная музыкальная ритмика, позволившая переложить поэтический текст на музыку, создав великолепнейший романс под названием «Очарована, околдована…», ставший популярным хитом у многих отечественных исполнителей.

Вариант 2

Стихотворение «Признание» было написано в 1957 г. и вошло в цикл «Последняя любовь». Исследователи считают, что оно посвящено сразу двум женщинам. Интересно, что молодой Заболоцкий относился к представительницам женского пола пренебрежительно, считая, что они не могут быть поэтами. Взгляды изменились, когда Николай Алексеевич встретил Екатерину Клыкову. Супруга стала настоящей музой, чувствуя ее любовь, поэт смог выжить в ГУЛАГЕ и вернуться живым домой.

Современники Николая Алексеевича вспоминали, что он был трудоголиком, требовал идеальной тишины в доме, когда работал. Если неписаное правило нарушалось, в доме назревал скандал. Екатерина не выдержала такого «распорядка» и в 1956 году ушла к другому. Н. Заболоцкий, наконец, осознал, насколько дорога для него была жена, его переживания отобразились в любовной лирике. Вскоре у 54-летнего Николая Алексеевича закрутился роман с Натальей Роскиной, женщиной, младше него на 26 лет. Она была похожа на Е. Клыкову в молодом возрасте. Через некоторое время Наталья исчезла из жизни поэта, а Екатерина вернулась, но вдвоем им суждено было прожить всего несколько месяцев. Заболоцкий так и не смог определиться, какую женщину он любит больше.

Автор создает необыкновенный образ любимой женщины, некогда обвенчанной с ветром. Он обращает внимание, на тонкую натуру любимой, которую нельзя назвать ни веселой, ни печальной. Поэту кажется, что она сошла с неба, и теперь напоминает сумасшедшую звезду. Он мечтает, как обнимет колени любимой и обожжет ее горькими слезами. Только так он сможет передать ей, как страдал в разлуке. Женщину поэт называет «горькой милой», намекая на ее измену.

Портрет героини создается из отдельных штрихов: «тяжелые очи», черные восточные брови, полуголые руки. На внешности его внимание задерживается совсем ненадолго. Оно быстро переключается на состояние красавицы. Мужчине кажется, что женщина роняет слезы, но потом он начинает в этом сомневаться. Слезы символизируют раскаянье, поэтому именно этой деталью заканчивается стихотворение. Таким приемом Николай Алексеевич намекает, что пытается разгадать, есть ли в душе любимой сожаление о сделанном.

В стихотворении «Признание» Н. Заболоцкий использует основные тропы: метафоры («с ветром… обвенчана», «ты и песнь моя обручальная»), эпитеты («темное небо», «горькая милая»), сравнения («словно в оковы закована», «словно с темного неба сошедшая»). Они служат для передачи чувств к необыкновенной женщине. Мозаика художественных средств создает целостный образ любимой.

Стихотворение состоит из пяти катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Простая композиция позволяет поставить на передний план чувства автора и лирического героя, способствует раскрытию идеи.

Сегодня «Признание» Н. Заболоцкого больше известно как романс «Очарована, околдована», исполняемый группой «Санкт-Петербург», А. Малининым и другими исполнителями.

Вариант 3

Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин. Так устроен этот мир, что всё вращается вокруг женщин. История говорит, что у поэта было две женщины. И кто может в это поверить, когда на заре своей молодости он открыто высказывался не в пользу женщин. Что-то типа «Курица – не птица, женщина – не поэт».

За это судьба «наказала» его встречей с Екатериной Клыковой. Женщина стала верной спутницей поэта. Она ждала его все годы, пока поэт был в лагерях. С поэтами жить трудно. Некоторые, к которым как раз и относился поэт, требовали идеальной тишины в доме, в шуме он писать не мог. Это сейчас такая проблема решается просто – надел наушники, и ты в своём мире.

Но женщины, хоть и народ терпеливый, долго такое пренебрежение терпеть не могут. Вот и жена ушла к другому мужчине. Заболоцкий недолго горевал. У него появилась другая женщина, которая была младше его в два раза. Она ему понравилась тем, что напоминала жену в молодые годы.

Но его любовница оказалась не по годам мудрой. Скоро вторая женщина, так же как и появилась внезапно, так же внезапно и исчезла. Жена вернулась. Но счастливая жизнь продолжалась недолго, всего несколько месяцев. Поэт так и не смог определиться, какую из женщин он любит больше.

Поэт так тонко создаёт образ любимых женщин. Она как-будто повенчана с ветром, это наложило на неё оковы. Она, как-будто выжатый лимон – ни весёлая, ни печальная. Всё высохло не осталось сил на эмоции. Или может, похожа на инопланетянку, которая как, сумашедшая звезда, упала с небес. Это, наверное, про любовницу. Он хочет прижаться к её коленям и плакать горючими слезами. Почему? От долгой разлуки с женой? Она милая, но с горчинкой, т.к. ушла к другому, и оставила горький привкус на губах.

Жена, наверное, была женщина не чисто славянского происхождения, были в ней и черты, присущие восточным женщинам. Поэтому, она и была так красива, что поразила поэта. Он называет её красавицей. Но поэт не слишком много времени уделяет описанию женщины. Гораздо больше его интересует её состояние. Вроде как она роняет слёзы, или ему это только кажется. Он пытается догадаться, раскаивается жена в своём поступке или нет.

Стихотворение состоит из пяти столбиков. В каждом столбике по четыре строчки. Они рифмуются через одну. Даже не зная, что это стихотворение положено на музыку, получился очень тонкий душевный романс благородного, сдержанного звучания. Хочется спеть его по-своему, на свой мотив, до того оно музыкальное.

Довольно простенький сюжет. Я бы сказала, исповедь поэта, пытающегося разгадать загадочную женскую душу. Но всегда, чем проще история, тем лучше получается, особенно, когда сюжет прочувствован, пропущен через душу, и сердце автора. Ведь потом Заболоцкий раскаивался, что был таким деспотом по отношению к жене и сыну. Но счастье длилось недолго. Второй инфаркт – и всё. Я бы сказала строчками другого поэта, Александра Кочеткова, « С любимыми не расставайтесь».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector