Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Птичка». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.
• Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.
• Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.
• Жанр – Эпиграмма.
• Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
• Эпитет – «голосисту».
Подробный анализ
Вариант 1
Стихотворение написано во время южной ссылки, «в чужбине», в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту.
Пушкин послал стихи поэту Н.И.Гнедичу с припиской: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». Стихотворение было издано в «Литературных листках» в 1823 году. Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества, которые за собственные деньги выкупают из тюрьмы невинных, должников…
Литературное направление, жанр
Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами. «Птичка» относится к жанру философской лирики. Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.
Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.
Тема стихотворения «Птичка» — стремление к свободе всего живого.
Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.
В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.
В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В первой строфе и в трёх строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: «Когда хоть одному творенью». Ударение на слове «одному» раскрывает идею стихотворения.
Рифмовка в стихотворении перекрёстная, чередуются женская и мужская рифмы.
Тропы и образы
В стихотворении «Птичка» почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.
Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай, а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху. В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.
Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости. Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.
Вариант 2
1. История создания
Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке. Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.
И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.
Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».
2. Литературное направление
Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.
3. Род
По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.
4. Жанр
По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.
5. Проблематика
Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли. Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.
6. Тематика
Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.
7. Идея
Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме. Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.
8. Пафос
Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт. Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание. Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.
9. Система образов
Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины. Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.
10. Центральные персонажи
Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки. Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина. Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.
12. Сюжет
Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет. Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.
Вариант 3
Стихотворение «Птичка» я читал с удовольствием, потому что люблю стихи А.С. Пушкина. Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике весны» и становится «доступен утешенью». «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха), а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это».
Стихотворение Пушкина называется «Птичка». Но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл? И сразу обращаю внимание на слово чужбина; все это происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более «свято». Как можно «свято наблюдать»? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не «смотрю», а «соблюдаю». Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины». Это тема. А идея?
Пытаюсь найти ключевые слова текста. По-моему, это «воля» — «свобода». Наверное, не просто так автор это понятие с помощью синонимов называет дважды. Опять обращаюсь за помощью к словарю. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С.И. Ожегова, выбираю последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе». А к слову воля, — «свободное состояние» дан омоним воля2 — «способность осуществлять желания».
Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье. О каком же «утешении» говорит лирический герой? Опять обращаюсь к тексту стихотворения. Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение». Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя.
Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоциировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер. да я».
Не перестаю восхищаться талантом гениального Пушкина. Знакомые с детства сказки поэта любимы мною до сих пор. Но и более «взрослые», серьезные произведения автора потрясают своей глубиной и значимостью.
Взять хотя бы пушкинскую «Птичку». Сюжет стихотворения, на первый взгляд, прост и понятен. Свободолюбивый герой выпускает на волю птичку, и происходит это в Светлый праздник весны. Думается, что речь идет не о Первомайских торжествах, коих во времена Пушкина и не было еще, а о главном празднике всех православных христиан – Пасхе.
Оказавшись на чужбине, герой стихотворения – человек глубоко верующий и искренне любящий свою Родину, как может, отмечает торжество Православия. Так своеобразно он выражает свою тоску по родной земле. Одновременно подчеркивает, что традиции, обряды и правила семейного уклада, установленные на далекой Родине, для него святы и незыблемы. И пропагандирует свободу – то состояние человека, в котором он и должен прибывать всегда.
Однако, волей обстоятельств, ограниченный в своих действиях, герой на чужбине, как в клетке, как в неволе. И нет для него выхода. Какое счастье, что он не ожесточился, не ушел в себя. Он, как может, творит Добро. Только так человек может остаться человеком. Каким же образом он проявляет свою доброту? Изгнанник выпускает на свободу живое существо – маленькую птичку. Он дарит ей то счастье, обладать которым сам, по ряду причин, не может.
Таким образом, герой, будучи сам глубоко несчастным из-за того, что находится вдали от родины, совершает благородный поступок, находит своей душе утешение. Он понимает, что Бог, направляя его на добрые дела, показывает, что не забыл человека и заботится о его грешной душе.
В этом и заключается счастье для истинно верующего человека. И герой, не получив свободы для себя, тем не менее, проявил свою волю, в согласии с Божьими заповедями. А значит, он не безвольная тварь, которую легко поставить в безвыходное положение, а Человек, способный в стесненный обстоятельствах проявлять лучшие свои качества, всегда способен расти духовно и совершенствоваться.