«Птичка» — анализ стихотворения Пушкина

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Птичка». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.
• Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.
• Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.
• Жанр – Эпиграмма.
• Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.
• Эпитет – «голосисту».

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение написано во время южной ссылки, «в чужбине», в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту.

Пушкин послал стихи поэту Н.И.Гнедичу с припиской: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». Стихотворение было издано в «Литературных листках» в 1823 году. Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества, которые за собственные деньги выкупают из тюрьмы невинных, должников…

Литературное направление, жанр

Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами. «Птичка» относится к жанру философской лирики. Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.

Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.

Тема стихотворения «Птичка» — стремление к свободе всего живого.

Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.

В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.

В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В первой строфе и в трёх строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: «Когда хоть одному творенью». Ударение на слове «одному» раскрывает идею стихотворения.

Рифмовка в стихотворении перекрёстная, чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

В стихотворении «Птичка» почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.

Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай, а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху. В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.

Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости. Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.

Вариант 2

1. История создания

Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке. Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.

И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.

Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».

2. Литературное направление

Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.

3. Род

По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.

4. Жанр

По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.

5. Проблематика

Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли. Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.

6. Тематика

Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.

7. Идея

Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме. Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт. Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание. Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.

9. Система образов

Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины. Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки. Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.

11. Лирический герой

Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина. Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.

12. Сюжет

Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет. Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.

Вариант 3

Стихотворение «Птичка» я читал с удо­вольствием, потому что люблю стихи А.С. Пушкина. Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике вес­ны» и становится «доступен утешенью». «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха), а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогатель­ный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это».

Стихотворение Пушкина называется «Птичка». Но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпу­стил птичку, не стоит какой-то более глубо­кий смысл? И сразу обращаю внимание на слово чужбина; все это происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблю­даю? Не мог он этого наблюдать там, тем бо­лее «свято». Как можно «свято наблюдать»? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значе­ние не «смотрю», а «соблюдаю». Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вда­ли от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины». Это тема. А идея?

Пытаюсь найти ключевые слова текста. По-моему, это «воля» — «свобода». Наверное, не просто так автор это понятие с помощью синонимов называет дважды. Опять обраща­юсь за помощью к словарю. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С.И. Ожегова, выбираю последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе». А к слову воля, — «свободное состояние» дан омоним воля2 — «способность осуществлять желания».

Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невоз­можно счастье. О каком же «утешении» го­ворит лирический герой? Опять обращаюсь к тексту стихотворения. Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение». Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты способен делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя.

Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие си­нонимы. На самом деле между ними име­ются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выраже­но в слове воля. Именно воля издавна ас­социировалась в сознании русского че­ловека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер. да я».

Не перестаю восхищаться талантом гениального Пушкина. Знакомые с детства сказки поэта любимы мною до сих пор. Но и более «взрослые», серьезные произведения автора потрясают своей глубиной и значимостью.

Взять хотя бы пушкинскую «Птичку». Сюжет стихотворения, на первый взгляд, прост и понятен. Свободолюбивый герой выпускает на волю птичку, и происходит это в Светлый праздник весны. Думается, что речь идет не о Первомайских торжествах, коих во времена Пушкина и не было еще, а о главном празднике всех православных христиан – Пасхе.

Оказавшись на чужбине, герой стихотворения – человек глубоко верующий и искренне любящий свою Родину, как может, отмечает торжество Православия. Так своеобразно он выражает свою тоску по родной земле. Одновременно подчеркивает, что традиции, обряды и правила семейного уклада, установленные на далекой Родине, для него святы и незыблемы. И пропагандирует свободу – то состояние человека, в котором он и должен прибывать всегда.

Однако, волей обстоятельств, ограниченный в своих действиях, герой на чужбине, как в клетке, как в неволе. И нет для него выхода. Какое счастье, что он не ожесточился, не ушел в себя. Он, как может, творит Добро. Только так человек может остаться человеком. Каким же образом он проявляет свою доброту? Изгнанник выпускает на свободу живое существо – маленькую птичку. Он дарит ей то счастье, обладать которым сам, по ряду причин, не может.

Таким образом, герой, будучи сам глубоко несчастным из-за того, что находится вдали от родины, совершает благородный поступок, находит своей душе утешение. Он понимает, что Бог, направляя его на добрые дела, показывает, что не забыл человека и заботится о его грешной душе.

В этом и заключается счастье для истинно верующего человека. И герой, не получив свободы для себя, тем не менее, проявил свою волю, в согласии с Божьими заповедями. А значит, он не безвольная тварь, которую легко поставить в безвыходное положение, а Человек, способный в стесненный обстоятельствах проявлять лучшие свои качества, всегда способен расти духовно и совершенствоваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector