Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Редеет облаков летучая гряда». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – стихотворение написано в ноябре 1820 года на Украине, в имении Каменка, куда поэт приехал по приглашению друзей.
• Тема – мягкая южная осень напомнила герою таинственную природу горной местности и мимолётную, но сильную влюблённость. То, что окружает его в Каменке, похоже на страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».
• Композиция – стихотворение из 16 строк, которое по смыслу можно разделить на три части: описание осенней природы, пейзаж-воспоминание и мечты лирического героя, намёк на личность возлюбленной.
• Жанр – романтическая элегия.
• Стихотворный размер – стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, рифмовка – парная ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).
• Метафоры – «редеет облаков гряда», «сердечной думы полный», «увядшие равнины», «влачил лень».
• Эпитеты – «чёрных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».
• Олицетворение – «…слабый свет… думы разбудил», «…дремлет мирт», «…луч осеребрил равнины…волны», «…на хижины сходила ночи тень».
Подробный анализ
Вариант 1
Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение — воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.
Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.
На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…
Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение! Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г.: «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает?.. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».
К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» — романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.
В одном автографе стихотворение названо «Таврическая звезда», в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями — «Эпиграмма во вкусе древних».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь — «знакомое светило». К ней обращается лирический герой. Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.
Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.
Тропы и образы
Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда — посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» – тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.
Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы. Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт.
В стихотворении есть метафоры летучая гряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны. Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты чёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная.
Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.
Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.
Вариант 2
Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» написано в 1820 году, в ранний период южной ссылки. Туда Пушкин отправился из-за нескольких произведений, по мнению властей, не соответствовавших статусу государственного служащего. Изначально вольнолюбивому поэту грозило куда более суровое наказание – ссылка в Сибирь или поселение в Соловецком монастыре. Спасло Александра Сергеевича заступничество влиятельных друзей. В раннем беловом автографе стихотворение имело название – «Таврическая звезда». Произведение создавалось под впечатлением от пребывания в Гурзуфе. Там Пушкин находился вместе с семьей Раевских в период с августа по сентябрь 1820-го. До сих пор точно неизвестно, кого поэт имел в виду, говоря в последних строках о «деве юной». Литературоведы называют несколько претенденток. Среди них – Екатерина Николаевна Раевская, Екатерина Андреевна Карамзина, Мария Аркадьевна Голицына.
В рассматриваемом тексте мотивы античного искусства соединяются с чертами романтической элегии. Крымский полуостров воспринимается сквозь призму его богатой древней истории. Для лирического героя эти земли – античная Таврида, место, фигурировавшее в мифах. Например, в мифе об Ифигении – дочери микенского царя Агамемнона и его супруги Клитемнестры. В первых строках герой обращается к звезде, скорей всего, речь идет о Венере, названной в честь древнеримской богини любви. Она появляется на небе, пробуждая уснувшие думы. Благодаря повтору – «звезда печальная, вечерняя звезда» — возникает ощущение, будто читаешь заклинание. Есть версия, что ключевой мотив стихотворения Александр Сергеевич позаимствовал из VII идиллии Биона «К Гесперу», переведенной Кошанским. В ней изображена античная гармония, позволяющая человеку соединиться с природой, небесами.
В произведении «Редеет облаков летучая гряда…» явно присутствуют черты романтической элегии. Первые четыре строки – описание пейзажа, провоцирующего лирического героя на воспоминания. Как утверждают исследователи пушкинской лирики, имеется в виду гористый берег реки Тясмина, что в Каменке (сейчас – поселок в Черкасской области Украины). Именно там сочинялся анализируемый текст. Далее идет развитие сюжета. Воображение героя рисует прекрасные картины южной природы. Создается атмосфера спокойствия. Перед читателями предстает «мирная страна», «где дремлет нежный мирт и темный кипарис», где над землей возвышаются вековые горы, где слышен шум морских волн. Полного слияния с природой лирическому герою достичь не удается. Мешает тоска по утраченному идеалу, характерная для романтической литературы. Она начинает проявляться ближе к финалу стихотворения. Как уже говорилось выше, в последних строках упоминается «юная дева», искавшая звезду Венеру во тьме и называвшая ее своим именем. Так женский образ становится олицетворением самой любви.
По мнению поэта Вячеслава Иванова, одновременно романтическое и античное содержательное наполнение звезды обусловлено христианской символикой. В средневековых католических гимнах дева Мария фигурировала под именем stella maris, то есть звезда морей. Это же название носила Венера. Александр Сергеевич про stella maris знал. Подтверждение тому – строки из черновика «Акафиста К. Н. Карамзиной»: Святой Владычице, Звезде морей, Небесной Деве…
Как и многие другие стихотворения Пушкина, произведение «Редеет облаков летучая гряда…» было положено на музыку. Одноименный романс сочинил выдающийся русский композитор девятнадцатого века Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Вариант 3
Произведение начинается описанием красоты окружающего мира. Романтический герой любуется редеющими облаками: сквозь их пелену проступает очертание вечерней звезды. Её свет, словно нежная вуаль, покрывает землю. Красота вечерней звезды волнует воображение романтического героя. Свечение её навевает герою мысли о далёкой мирной стране. Мы вместе с лирическим героем «видим» восход солнца, красоту окружающей природы. Абсолютное безмолвие нарушается лишь шелестом волн. Этот умиротворяющий природный пейзаж погружает героя в состояние блаженства.
Он вспоминает, как проводил свои дни, гуляя и размышляя. Ночь уже совсем опускалась на Землю, и лишь одна юная особа всё пыталась отыскать ту самую вечернюю звезду, называя её по имени. Посредством этого образа герой вспоминает о женщине, покорившей его: он преисполнен желанием отыскать её, увидеть вновь.
История создания
В 1820 г. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Он посетил Крымский полуостров, где ознакомился с прелестями самобытной природы. Свои эмоции от поездки в Гурзуф он выразил в данном произведении. В стихотворных строках повествуется о некой «юной деве»: кого именно поэт имел в виду – остаётся загадкой. Быть может, под этим образом скрыта Екатерина Раевская, с её семьёй Пушкин подружился, находясь в южной ссылке.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к лирическому жанру. Пушкиноведы относят данное произведение к романтической элегии. Поэтический размер – ямб. Рифмовка точная, мужская/женская. Способ рифмы парный.
Композиция
Произведение состоит из шестнадцати строчек и трёх, практически одинаковых по длине, предложений. Каждое из предложений представляет собой самостоятельную картинку и транслирует «свежую» мысль. Объединяются они образом вечерней звезды:
• Первая часть – мы наблюдаем унылую картину поздней осени.
• Вторая часть – представляет собой крымский пейзаж и воспоминания лирического героя.
• Третья часть – описывается состояние влюблённости лирического героя, делается прозрачный намёк на личность возлюбленной.
Образы и символы
В произведении представлены яркие образы, способствующие раскрытию основной идеи:
• образ лирического героя отличается сложностью и противоречивостью. Он любуется прелестью окружающей природы, но при этом осознаёт: абсолютное спокойствие недолговечно;
• образ возлюбленной – «юная дева» олицетворяет саму любовь. Пушкиноведы полагают, что этот образ имеет жизненный прототип. Известно следующее: Пушкин одобрил издание данного произведения, требуя от издателей вырезать три финальных строчки, но требование поэта не выполнили. Узнав об этом, он пришёл в смятение от мысли, что секрет его сердечной привязанности станет известен не только читателям, а также самой «деве»;
• образ звезды – в начале произведения романтический герой произносит обращение к вечерней звезде. Завершается произведение также речью, обращённой к ночному светилу. Для героя звезда стала символом стремления к достижению идеала.
Темы и настроение
Тема произведения – нежная грусть о прошлой любви. Природа, являясь божественным началом, способна пробудить в человеке приятные воспоминания, возродить к жизни.
Основная идея
Основная идея стихотворения заключается в следующем: романтическое сердце всегда будет находиться в поисках новых свершений, пытаться покорить очередные вершины. Великолепие окружающей природы и любовь к прелестной девушке не в силах заставить человека успокоиться.
Средства выразительности
Использованные Пушкиным средства выразительности позволяют создать с одной стороны – яркий пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античности мира, таинственности любовной лирики:
• эпитеты – «нежный мирт», «стройны тополы», «чёрных скал»;
• метафоры – «задумчивую лень», «дремлющий залив», «увядшие равнины»;
• олицетворения – «…дремлет нежный мир», «…на хижины сходила ночи тень».