«Скрипка и немножко нервно» — анализ стихотворения Маяковского

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Маяковского — «Скрипка и немножко нервно». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.
• Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.
• Композиция – последовательная; история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задаётся мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причём ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только лирический герой может понять и защитить её.

• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению (акцентный стих).
• Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.
• Эпитеты – ”разревелась по-детски”, “чужо смотрел”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Подробный анализ

Вариант 1

В стихотворении В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» речь идет, на первый взгляд, об оркестре. Автор показывает несколько участников, это: скрипка, барабан, тарелка, геликон, музыканты и лирический герой.

Стихотворение начинается с переживания скрипки: «скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски», эти строки показывают, что главный персонаж устала от тяжести, мучившей ее, и проявила свои эмоции так искренне, так по-настоящему, как могут только дети.

В этих строках отчетливо чувствуется переживание, которое тревожит скрипку, и которое должно быть рано или поздно выражено. Интересна реакция на ситуацию других участников оркестра. Первым стал барабан, автор показывает его побег, он буквально «шмыгнул… на Кузнецкий», не выдержав проявления эмоций скрипки. Так поступают те, кто видя печаль другого, не может ничем ему помочь, поэтому предпочитают скрыться.

Другие герои тоже не понимают печали скрипки, которая уже не скрывает своих чувств: «выплакивалась скрипка без такта, без слов», ей очень хотелось выразить свои страдания, чтобы потом стало легче.

Скрипке не хотелось быть услышанной, ее не занимали чужие мнения, в стихотворении скрипка никак не реагирует на внешнее, не толерантное отношение к ней оркестра: «глупая тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?…потный геликон. крикнул: «Дура, плакса, вытри».

Автор показывает, что не всегда окружение может понять главного героя, но все-таки иногда находится тот, кто разделяет его мнение (скрипки). В данном стихотворении им является лирический герой, который «встал, шатаясь, полез через ноты,…бросился на деревянную шею», он услышал скрипку, ее переживания, ее боль.

Более того, он находит схожесть между собой и скрипкой: «Мы ужасно похожи: я вот ору — а доказать ничего не умею!». Эти строки показывают, что лирический герой страдает также, как и скрипка, он рад, что он не одинок в этом мире.

Найдя родственную душу, автор предлагает ей быть вместе: «Давайте — будем жить вместе! А?» Благодаря данному стихотворению читатель понимает, что в мире существует множество мнений и не всегда от окружения можно ожидать поддержки, а тем более единого с тобой мышления. Но если находишь эту поддержку, очень важно ценить ее.

Вариант 2

Творчество Владимира Маяковского довольно противоречиво и самобытно. Именно ему принадлежит авторство многих неологизмов, которые впоследствии прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого, поэт очень много работал над формой своих произведений и речевыми оборотами, считая, что можно добиться передачи своих чувств и мыслей при помощи удивительной комбинации слов, которыми так богат русский язык.

К экспериментальным произведениям раннего периода творчества поэта также относится стихотворение «Скрипка и немножко нервно», созданное в 1914 году. Уже само название, противоречивое и нелепое, очерчивает фабулу произведения, лишенного логики и смысла с точки зрения обывателей. Более того, Маяковский прибегает к своему излюбленному приему гротеска, преувеличивая свои чувства и наделяя человеческими чертами неодушевленные предметы. По воспоминаниям автора, стихотворение «Скрипка и немножко нервно» было написано после ужина в одном из захудалых московских кабаков, где поэт очутился по воле случая. И, чтобы хоть как-то развлечь себя в ожидании еды, стал наблюдать за музыкантами. Чем больше поэт вслушивался в звуки, которые неслись с импровизированной сцены, тем больше его чуткий слух улавливал диссонанс между скрипкой и другими инструментами. И именно так, в полумраке дешевого питейного заведения, родились первые строчки стихотворения, навеянные ассоциациями от услышанной музыки: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски».

Отождествляя обычный музыкальный инструмент с хрупкой и беззащитной девушкой, поэт попытался описать свои последующие впечатления, отметив при этом, что барабан явно порадовался том, что сумел довести несчастную скрипку-девушку до истерики, однако не дослушал ее жалобного плача, потому как «шмыгнул на Кузнецкий и ушел». В свою очередь, у всего остального оркестра неожиданная истерика скрипки вызвала недоумение, и лишь одна «глупая тарелка» продолжала вопрошать о том, что же происходит. Однако безжалостный «меднорожий, потный» геликон грубо одернул обиженную скрипку, приказав ей успокоиться. И именно это произвело на Маяковского настолько неизгладимое впечатление, что он (конечно же, не наяву, а лишь в своем воображении) «шатаясь, полез через ноты, слабеющие под ужасом пюпитры», чтобы защитить обиженную и расстроенную скрипку-девушку.

Он «бросился на деревянную шею» той, которая пробудила в нем столь яркие и противоречивые чувства. Не обращая внимания на насмешки окружающих, и заявил: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а ничего доказать не умею!». При этом поэт назвал музыкальный инструмент, звуки которого произвели на него столь сильное впечатление, своей «деревянной невестой», предложив ей жить вместе.

Ирония, смешанная с грустью и отчаяньем, звучат в последних фразах этого удивительно образного, чувственного и очень лиричного стихотворения. Маяковский, будучи еще очень молодым человеком, тем не менее, уже в полной мере ощущает свое одиночество. Он понимает, что отличается от обычных людей, которые не умеют чувствовать окружающий мир так остро и обнажать перед ним душу, даже если взамен получают плевок вместо любви. Но каждая новая душевная рана не ожесточает поэта, а лишь заставляет его отгораживаться от окружающего мира невидимой ширмой, через которую он наблюдает за различными событиями и явлениями, робко примеривая их к собственной жизни. Поэтому неудивительно, что обычная скрипка вызывает у поэта такую бурю эмоций, в ней он видит родственную душу, одинокую, униженную и никем не понятую.

Вариант 3

Написанное в 1914 году стихотворение основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов. В подобные места Маяковский ходил часто – иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажды игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал это стихотворение.

Тема

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом человеке, которого недооценивают, не принимают, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединённость от людей.

Стихотворение очень насыщенно в эмоциональном плане, оно остро передаёт переживания лирического героя и глубину его трагедии: он выступает перед толпой, и окружают его не собратья по перу, а бездушные люди. И всё же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймёт и примет его.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” положение, несмотря на то что над ним смеются. Мысль о человеке, который всё поймёт и услышит, характерна для ранних стихов Маяковского.

Жанр

Это лирическое стихотворение, выражающее чувства героя через предметы, которым он придаёт характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский использует новую форму – ритмичную за счёт логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

• Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел“.
• Эпитеты – разревелась по-детски”, “чужо смотрел” , “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Не менее важны в создании ткани произведения авторские неологизмы – те “самобытные слова”, которые автор так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от лексики и формы до содержания и поэтики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector