Сравнение стихотворений «Памятник» Пушкина и Державина

Мы подготовили для наших читателей несколько вариантов сравнения стихотворения «Памятник» Пушкина и Державина. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сравнительная таблица

        Пушкин        Державин             Сравнительные отличия
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Пушкин будучи ножным фетешистом и поклонников дерёвни восхищается народными тропами, по которым Таньки с грязными пятками ходили с коромыслом. Державин апеллирует к физике и металлам, как бы намекая, что у него полно орденов.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Пушкин воспевает новые методы бальзамирования, но при этом особо не надеется, что его будут чтить после смерти за стихи. Державин проявляется расизм, упомянув одних славян, и высказывает предположение, что труп может убежать от разложения.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Пушкин снова проявляет толерантность, и вспоминает, как оставлял бублики падшим женщинам. Державин же вспоминает золотую табакерку, которой наградила его Екатерина Вторая (Фелица).
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Пушкин показывает, что гордыня – это плохо, а смирение есть христианская традиция. Державин же воспевает гордыню. Поэтому Пушкиным правили светлые силы, а Державиным – темные.

Предлагаем вашему вниманию также несколько небольших сочинений на эту тему.

Вариант 1

В целом, оба стихотворения больших различий не имеют, их было бы целесообразнее называть вольным переводом стихов Галиция, а не самостоятельными произведениями. В школьной программе учителя пытаются донести до учащихся всю красоту эпохи классицизма, но это получается очень слабо, поскольку представители поколений Державина и Пушкина из высшего света очень глубоко изучали древнеримскую культуру, а сейчас из древней философии почти ничего в программе нет.

Сравнивать «Памятник» Пушкина и Державина целесообразно исключительно по строфам, используя разницу в определениях и существительных. Если исключить юмор, то два поэта преследовали одну цель, но применяли разные литературные приемы, слова, словосочетания. Это определенным образом раскрывает их мировоззрение, но вряд ли в момент сочинения поэты пытались донести некий скрытый смысл. Так что сравнение «Памятников» Пушкина и Державина кратко – просто иной набор описательных слов, а основные моменты одинаковые.

Подражание Горацию

«Памятник» был написан как подражание Державину, которое, в свою очередь, представляло собой переделку оды Горация. Таким образом, стихотворение «Памятник» в действительности было написано еще около 2 тысячелетий назад. Все, что впоследствии рождалось в русской литературе, представляло собой отклик на это произведение римского поэта. Однако подражая Горацию, Пушкин и Державин придерживались своих правил, опираясь на собственное понимание поэзии, а также своего места в истории. Основной момент заключается в том, что Александр Сергеевич создал свое произведение под влиянием Державина.

Как видят себя поэты?

Гаврила Романович представляет себя в своем произведении не только как творца, но и как придворного. Потому его и будут чтить, ведь он смог открыто беседовать с высокопоставленными особами. Также Державин ставит себе в заслугу говорить о высших духовных ценностях, о боге.

Пушкин, напротив, в своем произведении видит себя, в первую очередь, как поэта. И уже через образ поэта он приходит к пониманию себя как гражданина, служителя обществу, гуманного человека. В самом начале своего произведения он подчеркивает свою близость к народу – «К нему не зарастет народная тропа». И народная любовь для него является высшей ценностью.

Таким образом, можно сделать важный вывод: ценности Пушкина в отношении личного и гражданского развития стоят на порядок выше ценностей Державина. Если Гаврила Романович больше всего ценит свою близость к правящей знати, то Пушкин ставит на первое место служение людям. Он провозглашает идеал не только поэта, но также и гуманного, прогрессивного человека.

Вариант 2 (кратко)

Стихотворения Пушкина и Державина похожи по своему построению. Их размер – это шестистопный ямб, в них присутствуют как мужские, так и женские рифмы. В каждом из куплетов первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой и так далее. Иными словами, оба автора используют перекрестный метод рифмовки.

Сравнивая поэтические произведения Пушкина и Державина, стоит также отметить, что оба поэта не жалеют в них ярких, живых эпитетов. Александр Сергеевич использует такие слова, как «нерукотворный», «заветный», «великий». Прилагательные в стихотворении Гаврилы Романовича – «чудесный», «быстротечный», «сердечный».

Прием инверсии

В стихотворении «Памятник» у Пушкина и Державина используется и такой литературный прием, как инверсия:

«Доколь славянов род вселенна будем чтить». (Державин).
«И долго буду тем любезен я народу…». (Пушкин).

Вариант 3

Некоторые литературоведы считают стихотворения-памятники отдельным жанром, истоки которого следует искать в античной литературе. Среди русских поэтов эта разновидность лирики стала популярной в 17 веке, когда в отечественной литературе «главенствовал» классицизм. Образцы памятников находим у М. Ломоносова, Г. Державина, М. Лермонтова.

Г. Державин написал стихотворение «Памятник» (1975) под влиянием творчества титанов античного словесного искусства – Гомера и Горация. Первоначально названный стих назывался «К музе». Он вызвал немало споров в кругах критиков из-за того, что форма «Памятника» идеально отображает особенности древнегреческой лирики, а вот содержание несколько нескромное.

В центре стихотворения лирический герой, который заявляет, что воздвиг себе памятник. Он утверждает, что его монумент неподвластен стихиям и даже времени. Герой уверен, что сумел «убежать от тлена» и его слава будет только расти среди славянского рода, расширяя свои границы. В предпоследнем куплете лирический герой рассказывает секрет своей вечности: он сумел писать о великих мира сего «забавным русским слогом». Он считает, что этим достижением должна гордиться даже сама муза.

Если обратить внимание на детали, например, упоминание о Фелице, царях, нетрудно увидеть автобиографическую основу «Памятника». Это дает основание утверждать, что лирический герой – отображение самого Г. Державина. Кстати, Гавриил Романович на упреки критиков о «вызывающем» содержании отвечал, что в произведении восхваляет не себя, а русскую литературу, сумевшую выпутаться из цепких сетей классицизма.

В следующем столетии в 1836 году из-под пера А.С. Пушкина появилось стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Стих был найден и опубликован только после смерти поэта. Литературоведы до сих пор спорят по поводу его истории написания, в частности, источников. Некоторые утверждают, что Пушкин просто перефразировал своих предшественников, другие же считают, что он был вдохновлен творчеством Горация и Гомера.

Не секрет, что А. Пушкин был «поклонником» творчества Г. Державина, поэтому не удивительно, что стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» напоминает «Памятник» Г. Державина.

Лирический герой Пушкинского творения также говорит, что воздвиг себе памятник, но уточняет, что монумент «нерукотворный». Он, так же как и герой Державина, уверен, что славянские народы всегда будут хранить в памяти этот «монумент» и самого поэта. Только вот причина славы отличается от Державинской. Пушкинский герой говорит, что своими стихами пробуждал добро и справедливость. Он надеется, что эту традицию подхватят и другие поэты. Последний куплет стиха Александра Сергеевича – тоже обращение к музе. Вот только просит он не славу увековечить, а быть «послушной» и не осуждать «глупца».

Стихотворения Г.Р. Державина и А.С. Пушкина похожи как по форме, так и по содержанию, но это совсем не говорит о «плагиате», скорее свидетельствует о популярности данной темы и жанра в период 17-18 веков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 2 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector