«Мечта» — анализ стихотворения Бальмонта

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения К. Бальмонта — «Мечта» Используйте наш материал в качестве основы для написания сочинений по литературе.

Анализ стихотворения по плану

История создания

Фактически, сборник стихов «Под Северным небом» является вторым у автора, но принято отсчёт вести именно от него, так как первую книгу, «Сборник стихотворений», которую автор издал на свои средства в 1890 –м году, поэт уничтожил путём сожжения практически всего тиража.

В этом же году (1890) поэт пытается покончить жизнь самоубийством, причиной чего послужили проблемы с женой Ларисой Михайловной Гарелиной. Но, к счастью, ему это не удаётся, хотя увечья, полученные при падении из окна, были сильными, и весь год Бальмонт провёл в реабилитациях и восстановлении. После данного события поэзия автора резко меняется, становится отражением восхищения жизнью.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.

1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.

2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых. Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.

3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим
чувством.

4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.

Образы и символы

Лирический герой произведений К. Д. Бальмонта – это его двойник, а точнее отражение внутренних ощущений поэта. Ему свойственна «погоня» за «мгновениями красоты», он многогранен, но эта многогранность всегда «светлая». В произведениях Бальмонта нельзя проследить устоявшуюся, постоянную систему образов, их отличительной чертой можно назвать интерес, внимание к мимолётным ощущениям, чувствам, что создаёт абсолютно разные настроения произведений.

Рассуждения по поводу образов и символов данного стихотворения хотелось бы начать с «Мечты». Этим словом озаглавлено стихотворение, оно является центральным образом произведения. Читая стихотворение, в воображении мы представляем размытый образ, имеющий что-то общее с любовью, нежный, светлый, мягкий, «бледный Север» — образ мечты. Добравшись до последней строки, бледную мечту прорезает яркий образ желаний, который представлен как «знойный Юг», сияющий, красивый, страстный. В поэзии символистов мечту часто представляют в образе женщины, что прослеживается и в данном стихотворении.

Мечта в данном произведении – милая, волшебная, загадочная, ласковая возлюбленная, которая по-детски очаровательна, расставание с которой, можно сказать, неполное, она остаётся «в душе восторженным порывом», влияет на всю дальнейшую жизнь лирического героя, которая тянет его к себе, манит.
Также нельзя не обратить внимание на образ моря, который часто встречается в лирике поэта. Вода, как и душа автора, находится в бесконечном движении, искании, она плавная, нежная, но в то же время сильная. В данном случае море представлено как «стекло Балтийских вод», то есть зеркало, в котором отражается небо, отражается луна, следовательно, душа поэта – это зеркало, отражающее мир.

Темы, проблемы, настроение

В раннем творчестве К. Д. Бальмонта преобладает настроение любования, то есть просматривается постоянное стремление к Красоте. Автор обращает внимание читателя на мельчайшие детали, вздохи природы, которые находят отражение в душе человека, являясь едва уловимыми нотами, мотивами, которые определяют основное звучание жизни. Такова основная тема стихотворения «Мечта».

Настроение стихотворения «Мечта» меланхоличное, но не печальное и ранимое, а умеренно-медлительное и чувственное, тихо-оптимистичное, то есть не пышет яркими красками, не мажорное, но радостное и светлое. Ранняя лирика поэта отличается стремлением уйти в мир неги, грёз, мечты. Этой философской теме принадлежат многие произведения автора, в том числе и данное стихотворение.

Основная идея

«Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было… там, где другим виделся предел, Бальмонт открыл беспредельность» (В. Я. Брюсов)

Смысл стихотворения «Мечта» — это желание автора убедить читателя в значимости мечты для человека. Мечта неосязаемая, невидимая, эфемерная, но её действие на человека вполне реальное:

«Ни слова мы с тобой друг другу не сказали, но был наш разговор без слов красноречив».

Мечта как путеводная звезда, освещающая путь идущего, направляет его, вдохновляет, придаёт сил. Даже желания, которые очень похожи на мечты, но которые более «приземлённые», не могут заменить «чистую мечту». Именно в этом заключается главная мысль стихотворения «Мечта».

Средства выразительности

Основная задача поэта, по мнению Бальмонта, заключается в осмыслении тайны явлений, которую автор передаёт через намёки, недосказанность, в попытке воспроизведения мгновенных впечатлений, мыслей, в создании исключительной атмосферы, мотива стихотворения с помощью звукописи.

«Гласные -это женщины, согласные это мужчины… хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове» — писал Бальмонт.

Полный текст стихотворения

Константин Бальмонт
Мечта

Стекло Балтийских вод под ветром чуть дрожало,
Среди печальных шхер на Север мы неслись.
Невольно ты ко мне свой милый взор склоняла.
В двух молодых сердцах мечты любви зажглись.

Ты мне казалася волшебною загадкой.
Казался я тебе загадкою, — и мы
Менялись взорами влюблёнными, украдкой,
Под кровом северной вечерней полутьмы.

Как хороши любви застенчивые ласки,
Когда две юные души озарены
Мечтой минутною, как чары детской сказки,
Как очертания причудливой волны.

Ни слова мы с тобой друг другу не сказали,
Но был наш разговор без слов красноречив,
С тобой расстался я без муки, без печали,
Но сохранил в душе восторженный порыв.

…Теперь другую страсть, страсть знойную, лелея,
Я более пленён той чистою мечтой, —
Как бледный Север мне и ближе, и милее,
Чем светлый знойный Юг с своею красотой.

1894 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector