Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Есенина — «Топи да болота». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.
• Тема – любовь к малой Родине.
• Композиция – одночастная, на протяжении четырёх строф автор рисует идиллическую картину осени в своём родном крае.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – трёхстопный хорей.
• Эпитеты – “синий плат”, “тёмные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
• Метафоры – “хвойной позолотой >взвенивает лес”, “лесные кудри”, “плат небес”.
• Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают”.
Подробный анализ
Вариант 1
1. История создания. Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики. Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914. Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.
2. Литературное направление. Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.
3. Род. По роду это лирика.
4. Жанр. Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.
5. Проблематика. В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края. Никаких проблем Есенин здесь не понимает.
6. Тематика. Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.
7. Идея. Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.
8. Пафос. Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.
9. Система образов. Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.
Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».
10. Центральные персонажи. Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы. Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором. Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.
11. Лирический герой. Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора. Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.
12. Сюжет. Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.
13. Композиция. Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия. Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания. Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни. Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.
14. Размер, рифма, строфика. Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора. Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.
15. Средства художественной выразительности. Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.
Например:
• эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
• метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
• олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).
16. Значение произведения. Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.
Вариант 2
В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстаёт в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают её идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.
Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике и посвящено любви к своей Родине, причём не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константинове, и посвящает ему лучшие свои строки.
Композиция
Автор не использует сложные композиционные приёмы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, тёмный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.
Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передаёт не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи так, что читатель как будто окунается в осень, чувствует её сам.
Трёхстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.
Средства выразительности
В ранний период своего творчества Есенин находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их великое множество:
Эпитеты – “синий плат”, “тёмные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “лесные кудри”, “плат небес”.
Олицетворения – “елям снится”, “ракиты слухают”.
Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение ещё более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своём месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.
Вариант 3
В своем творчестве Сергей Есенин наибольшее место уделял родному краю, с его прекрасными русскими просторами. Поэт понимал природу, жил ею и воспевал её, посвящая ей большинство своих лирических произведений. Его стихи звучат очень нежно и чувственно, в них все живет и Дышит какой-то волшебной прелестью. В стихотворении «Топи да болота», Есенин красочно и с любовью описывает летнюю природу родного края, о котором он так трепетно отзывается: «край ты мой забытый, край ты мой родной!». Он восторгается его красотами, разнообразием родной природы и множеством звуков и ароматов, которые автор искусно передает в своих произведениях.
Стихотворение «Топи да болота», относится к ранней лирике поэта, где он очень чувственно и красочно описывает многообразие своего любимого края: «Топи да болота, синий плат небес». Здесь Есенин, описывая природу, использует глухие согласные, смягчая этим звучание текста, придавая ему нежность и теплоту. Этот прием используется автором очень часто для придания стихам не только красоты словесной, но и музыкальной. И действительно, его стихи передают не только картины природы, но и звуки, и запахи. И поэтому они очень мелодичны и нежны. «Хвойной позолотой вззвенивает лес» — из этих строк можно услышать звон, который передается использованием буквы «з».
Эти строки поэта описывают сказочную картину, изобилующую красками неба, болот, хвои и всеми её оттенками. Здесь автор объединяет в единое целое и землю, и природу, и небеса. Картины его природы – идеальны, они созданы Творцом и не имеют изъяна. Автор имеет особое родство с окружающим миром, гармонию и полное единение. Он тонко чувствует состояние природы, ее настроение и умеет очень точно передать словами его краски, запахи и звуки.
Прекрасная лирика Есенина, дарит читателю наслаждение её красотами: «слухают ракиты посвист ветряной… край ты мой забытый, край ты мой родной». Его лирика наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставляют равнодушным читателя, они наполняют его душу песней красоте русской природы.