«Во всем мне хочется дойти» — анализ стихотворения Пастернака

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пастернака — «Во всем мне хочется дойти». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).
• Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства.
• Композиция – трёхчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.

• Жанр – лирическое стихотворение (вид лирики – философская).
• Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.
• Эпитеты – “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.
• Метафоры – “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.
• Сравнение – “стихи как сад”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу «Когда разгуляется», изданную посмертно в «Избранном» (1961).

Это было нелёгкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, всё более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далёким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака. Уже напечатанный сборник «Избранного» 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале «Знамя» напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа «Доктор Живаго».

Хрущёвская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию «Доктора Живаго», в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и её последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером «свободного выражения настоящих своих мыслей». Именно об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к философской лирике, оно изъясняет природу и проблемы творчества.

Советские литературоведы относили стихотворение к литературному направлению соцреализма, исходя из представленного в нём оптимизма. Лирический герой, с точки зрения советского литературоведения – настоящий советский человек, желающий дойти до самой сути, выполнить свою работу хорошо. Такая точка зрения, учитывая биографию и взгляды писателя, ошибочна.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – секрет, формула творчества, стихов. Пастернак размышляет о тематике своего творчества и о том, как достичь совершенства. Основная мысль состоит в том, что та высота поэзии, которой он достиг – ещё не предел, потому что предела совершенству в поэзии, как и в жизни, как и в страсти – не существует. Это своеобразное итоговое стихотворение поэта, рубеж, вывод из всей прожитой жизни и готовность к следующему этапу.

Стихотворение состоит из 10 строф и начинает итоговую книгу поэта «Когда разгуляется». В первых трёх строфах лирический герой открывает душу, объясняя, что в жизни и в творчестве считает важным. Следующие три строфы посвящены теме страсти в творчестве поэта. Строфы с 7 по 9 реализуют метафору Вольтера из повести «Кандид»: надо возделывать свой сад. Сад для лирического героя – творчество. Герой описывает создание стихотворения как взращивание сада.

Последняя строфа – подведение итогов. Уже рождённые стихи – это, с одной стороны, достижения, которые дают возможность автору почувствовать себя победителем, а с другой – только сильней натягивают тетиву лука творчества, с которой готовы сорваться новые стихи, новые результаты.

Тропы и образы

В первых трёх строфах Пастернак будто отказывается от присущей его стихам метафоричности, используя только общеязыковые метафоры: дойти до самой сути, до оснований, корней, сердцевины, сердечная смута, схватывать нить. Эти строфы — попытка логически рассуждать о целях своей жизни (дойти до самой сути, то есть осознать сущность, причины, основания, корни, сердцевину всего, что с ним происходит) и об областях применения этих целей (работа, поиск пути, размышление, чувства, любовь, свершение открытий).

Но лирический герой – прежде всего поэт, а не философ. Из всех нереализованных или не до конца реализованных тем он выбирает тему любви как наиболее важную в поэзии. Его размышление начинается признанием поражения: «О, если бы я только мог». Лирический герой считает, что не достиг совершенства в описании страсти, потому что и сам до конца не понимает её природу.

Восемь строк, с точки зрения поэта – идеальный размер любовной лирики. Поэты 19 века вполне могли уместить все свойства страсти в 8 строк. Это – идеал лирического героя. Дальше он перечисляет предмет лирического стихотворения, не используя ни одного глагола, а только часть речи, обладающую значением предметности — существительные: беззаконья, грехи, беги, погони, нечаянность впопыхах, локти, ладони. Из существительных рукою мастера вполне составляется картина страсти в её развитии. В шестой строфе лирический герой посягает на то, чтобы вывести «закон» страсти, то есть нечто подобное формуле любви, в которую войдет начало страсти, закономерности и инициалы имён возлюбленных.

Строфы с седьмой до девятой наконец наполняются знаменитой пастернаковской метафоричностью. Если стихи подобны саду, то его возделыванию надо отдаваться полностью, «всей дрожью жилок». Липовые аллеи олицетворяются, деревья становятся гуськом, в затылок. В отличие от рассуждения о страсти, Пастернак перечисляет не предмет поэзии, стихов, а их суть, сопоставляемую с миром природы: дыханье роз и мяты, луга, осока, сенокос, раскаты грозы. Лирический герой сравнивает хорошие стихи с этюдами Шопена, считая, что в поэзии должна ощущаться жизнь природы, как в музыке Шопена отражено чудо фольварков (маленьких польских поместий), парков, рощ, могил.

Последняя, итоговая строфа возвращает философскую мысль к началу стихотворения. Герою хочется дойти до самой сути, и он многого достиг, во многом преуспел, что было сопряжено с мукой, с игрой, которая есть метафорой жизни. Сами же достижения метафорически сопоставляются с натянутой тетивой лука, с напряжением, благодаря которому они родились.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано ямбом с правильным чередованием четырёх- и двустопных строчек. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.
Пастернак не заканчивает мысль ни в одной непарной строчке, из-за чего создаётся впечатления, что стихотворение состоит из двустиший с повторяющейся внутренней рифмой. Стихотворение всё наполнено воздухом – паузами, которых в прозаической речи не было бы в этих предложениях. Создаётся впечатление, что лирический герой размышляет вслух, поминутно задумываясь над сказанным.

Вариант 2

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами. Размышляя долгое время о творчестве в 1956 году появляется стихотворение данного поэта с такой основной темой. Стихотворение родилось благодаря размышлениям о личной литературе и поэзии Пастернака.

К огромному сожалению, данное прекрасное стихотворение не было опубликовано при жизни Бориса Пастернака. Но вышло в 1961 году в сборнике «Когда разгуляется».

Основной темой данного стихотворения можно выделить творчество и поэт. Данный вопрос постоянно интересовал этого поэта. В «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» рассматривал то, что лежит в основе его поэзии. Пишет, что хочет достичь идеала. Но в данный момент Пастернак не чувствует в себе настоящего таланта и понимает, что есть к чему пытаться долететь. Он продолжает вести неустанную работу над собою.

Стихотворение слагается из десяти строф и разделена на три части. В первой находится три строфы. Именно они открывают внутренний мир поэта. В этой части он повествует о себе: какую жизнь проживает, как пишет стихи.

Вторая часть рассказывает о людях и чувствах, которые они испытывают, какие страсти среди них. Данная тема всегда лежала в основе творчества этого поэта. Потому неудивительно, что здесь она тоже прослеживается. Главным героем произведения является философский человек, который размышляет о страстной природе и выделяет любовную тему как одну из основных и главенствующих в литературе.

Третья часть является заключительной. Здесь сравнивается творчество и сад, который возводится поэтом, описываются основы творения стихов. В заключительной части доносится мысль, что рождение стихотворения — это то, чего трудно достигнуть и оно является импульсом к рождению чего-то нового.

По жанру данное стихотворение относится к философской лирике, как и многие другие творения данного поэта. Здесь ведутся размышления о натуре творчества, а также его проблематике и истине.

Ямб, использованный в этом стихотворении, отлично помогают раскрыться этой идее. Присутствует чередование мужской и женской рифм. Стоки – четырех- и двустопные. Произведение воздушное и поэтому кажется, что это размышления в голос.

Вариант 3

Философская лирика занимает особенное положение в творчестве Бориса Пастернака. Его любимыми темами было размышление о роли поэта и его месте в мире.

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти…», написанное в 1956 году, можно считать девизом всего творчества писателя. Борис Пастернак считал своим предназначением искать истину в самых простых вещах и доносить ее до читателей максимально простым языком. При чем писатель считал, что это и есть роль поэзии — познавать мир с ее помощью, через стихотворения и биографии авторов. Таким образом, на писателей возлагалась большая ответственность, огромная.

При этом поэт подчеркивает, что он только тянется к своему идеалу, что он еще очень далек до него. Постоянно совершенствоваться и не стоять на месте — еще одно правило поэта по Пастернаку.

Автор говорит, что пока ему не дано главное мастерство — доносить сложные вещи простыми понятиями. Это касается чувств, с которыми человек сталкивается и какие ежедневно проявляет: любовь, добро, сострадание, самопожертвование, обиду, грусть, ностальгию. Однако, не все так плохо! Всему можно и нужно учится, доносит до читателя автор.

Отдельное значение в произведении Борис Пастернак отдает природе. Природа, со своими непредсказуемыми изменениями, всегда была источником вдохновения для поэтов и писателей, да и всех творческих людей. Поэт считает, что в природе можно найти аналоги всех человеческих чувств. Эти самые аналоги необходимо найти и понять, чтобы разобраться в чувствах человеческих.

Сам Борис Пастернак говорит, что пока этих знаний не имеет, но когда-нибудь обязательно этому научится. И действительно, пейзажная лирика занимает скромное место в творчестве автора. Стихотворений про природу Пастернак почти не писал, но присутствие любви к ней, а также натуральность и естественность есть в каждом произведении поэта.

Его кумиром в познании природы является композитор Шопен, чьи мелодия часто создавались под вдохновением погодных явлений, а также чьи звуки часто имитируют капли дождя, шелест листвы, свист ветра.

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти…» занимает особое место в творчестве Бориса Пастернака, в его философской лирике. Его анализ помогает понять, какое предназначение поэта видел автор, каким должен быть поэт по его мнению. Это стихотворение стало девизом не только самого автора, но и других его писателей-современников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector