Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения А.С.Пушкина — «Воспоминания в царском селе». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.
• Тема стихотворения – величие России, её военная слава и подвиги.
• Композиция – трёхчастная.
• Жанр – ода, есть и черты элегии.
• Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.
• Эпитеты – “в безмолвной тишине”, “бисерной рекой”, “времена златые”, “прекрасный Царскосельский сад” .
• Метафоры – “земные боги”, “Минервы росской храм”, “огромные чертоги, на своды опершись, несутся к облакам”, “венчалась славою счастливая Россия”.
• Олицетворения – “чуть дышит ветерок”, “каждый шаг в душе рождает”, “в тихом восхищенье дух”, “валы седые в блестящей пене улеглись”.
Детальный анализ
Вариант 1
Стихотворение «Воспоминания о царском селе» А.С. Пушкин создал в октябре-ноябре 1814 г., когда учился в Лицее. Стихотворение было написано для чтения на публичном экзамене, который состоялся в январе 1815 г. Гавриил Романович Державин высоко оценил произведение. После экзамена он выразил мысль, что Александр Сергеевич сможет затмить его своими стихами. Пушкин очень гордился таким отзывом великого русского поэта восемнадцатого века.
Стихотворение относится к гражданской лирике. В нем сплетаются жанровые признаки оды и элегии. Тема произведения ‒ рассказ о знаменитых памятниках Царского Села и их истории. Автор показывает, что каждый край его Родины хранит память о многих важных событиях.
Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой. Автор рассказывает о ночи, которая спустилась долы и рощи. Пред читателем предстает таинственная картина дальнего леса, окутанного туманом. Тишину нарушает только ручей да шум ветра. Мягкий свет падает от луны, плывущей в облаках. А.С. Пушкин описывает холмы, водопады, озеро и речку. Ему кажется, что здесь когда-то проводили дни земные боги.
Чтобы продемонстрировать неземную красоту природы, А.С. Пушкин обращается к древнеримской мифологии. В произведении видим образ Минервы ‒ древнеримской богини мудрости и войны, Зевса. Интересно, что находится место и для славянского божества ‒ Перуна. Царскосельский сад поэт сравнивает с Элизиумом ‒ обителью блаженных душ. Каждый шаг в этом саду рождает воспоминанья. Александр Сергеевич начинает описывать знаменитые памятники Царского Села. Среди них он выделяет Чесменскую колонну ‒ символ могущества отечественного флота. Возведена она была в честь победы в бухте Чесма.
Памятники заставляют поэта обратиться к истории. Он вспоминает о правлении Екатерины Великой, сожжении Москвы, Бородинской битве. Герой с гордостью рассказывает о победоносном шествии русских до Парижа. В конце стихотворения лирический герой обращается к Жуковскому с просьбой воспеть новые победы русских.
По смыслу стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание о Царском Селе» делится на три части: ночной пейзаж Царского Села; рассказ о знаменитых памятниках царского села, путешествие страницами отечественной истории; Отечественная война и обращение к Жуковскому. В последних строках Александр Сергеевич выражает свое мнение о поэтическом творчестве. Формально произведение состоит из октав (восьмистиший), строки в которых объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Написаны строки ямбом, количество стоп в них разное.
Творчество молодого поэта тяготело к классицизму, поэтому художественное оформление соответствует его канонам. Анализируемое произведение богато художественными средствами. В нем есть метафоры («навис покров угрюмый нощи», «каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет», «их смелым подвигам, страшась, дивился мир»), эпитеты («громкий век», «грозные славяне», «громозвучные лиры»), сравнения («исчез, как утром страшный сон», «Москва в унынии, как степь в полнощной мгле»).
Вариант 2
Произведение начинается с описания красоты сада в Царском Селе. Затем взгляд наблюдателя обращается к памятнику императрицы Екатерины: наблюдатель вспоминает легендарное Чесменское сражение, что определило победу в кровопролитной русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Великие полководцы времён Екатерины вызывают в памяти наблюдателя не менее важные события прошлого.
Казалось бы, совсем недавно завершилась война с Наполеоном, чья армия бежала из разорённой и сожжённой столицы, а императора Александра народ освобождённой Европы уже встречает, как победителя и миротворца. Поэты прошлых лет воспели геройские свершения русских воинов и государей, а о грядущих победах ещё успеет возвестить вдохновенная лира Жуковского.
История создания
Данное стихотворение имеет тесную связь с лицейскими годами поэта. Пушкин написал его буквально накануне выпуска, работая над стихотворением в течение двух осенних месяцев: в октябре/ноябре 1814 г. На момент написания этих стихотворных строк, автору едва исполнилось пятнадцать лет. В 1815 году он представил своё произведение на публичном экзамене, где присутствовал «великий старик» Гавриил Державин. Державин положительно отреагировал на представленное юным выпускником произведение, назвав его своим преемником на творческой стезе. Данный факт стал хрестоматийным, хотя, на самом деле, стихотворение впервые было прочитано несколькими днями ранее – случилось это на «репетиции» предстоящего экзамена.
Жанр, направление, размер
Так как юный автор в тот период работал лишь в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что данное произведение он написал в духе классицизма. В стихотворении соединены черты классической элегии и оды. В первой части произведения чётко прослеживаются черты сентиментализма и романтизма: сказывается влияние Батюшкова и Жуковского.
Поэтический размер представляет собой сочетание четырёх- и шестистопного ямба. В момент написания юный автор пребывал в состоянии творческого поиска: он активно экспериментировал почти со всеми поэтическими размерами, за исключением анапеста.
Композиция
Композиция данного произведения линейная. Она построена следующим образом:
1. Первые три строфы (восьмистишия) – это пролог, в котором описывается красота Царского Села.
2. Следующие четыре строфы посвящены блистательной эпохе императрицы Екатерины.
3. Следующие двенадцать строф посвящены описанию великих побед русских воинов над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г. Данное описание является центральной частью сюжета.
4. Заключительная строфа представляет собой обращение к Жуковскому, выполняя функцию эпилога.
Образы и символы
В произведении автор создал содержательную образную систему, способствующую раскрытию основной идеи стихотворения.
Интересны следующие образы:
• образ лирического героя – центральный. Повествование ведётся от его лица. Он выступает в роли современника – очевидца, совершающего прогулку по территории Царского Села и наслаждающегося его великолепием. Лирический герой выглядит гораздо «взрослее» самого автора, тем не менее, поэт ведёт повествование от первого лица. Глазами героя описываются знаковые события русской истории и вдохновляющие его победы;
• образы государственных деятелей – о них вспоминает лирический герой. Во время прогулки по аллеям парка в Царском Селе, он любуется статуями, олицетворяющими славу и гордость России;
• образы русских стихотворцев – о них мы узнаём не только через перечисление громких фамилий, но и через стилистику, усиливающую героико-патриотическое звучание произведения.
Темы и настроение
В произведении затронуты две важных темы:
• Тема величия России и военных подвигов русского народа – центральная. Данный патриотический пафос продиктован недавним завершением войны 1812 г.: её отголоски ещё слышались повсюду, и в Царском Селе также.
• Тема «Роль поэта в обществе» – по мнению тогда ещё юного автора, именно поэзия призвана вдохновлять людей на героизм, в том числе, на совершение ратных подвигов.
Настроенческий пафос произведения характеризуется энергией утверждения жизни, предчувствием широты будущих горизонтов, силой молодых надежд.
Основная идея
Основная идея стихотворения – утверждение державного величия России, а также преемственности между прошлым и будущим великой страны.
Средства выразительности
В стихотворении поэтом представлены следующие выразительные средства:
• эпитеты – «угрюмых сосен», «валя седые»;
• метафоры – «водопады стекают бисерной рекой»;
• сравнения – «луна, как лебедь величавый…»;
• анафоры – «чуть слышится, чуть дышит»;
• инверсии – «орёл младой»
Вариант 3
Воспоминания в Царском Селе” – самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от “Воспоминаний в Царском Селе” пришел в восторг.
После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в “Евгении Онегине”:
Старик Державин нас заметил,
И, в гроб сходя, благословил.
В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны.
От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от “бича вселенной”.
Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному “скальдом России”. Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны. Произведение “Воспоминания в Царском Селе” несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг.
Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале “Воспоминаний в Царском Селе”. Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер.
Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.