Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Твардовского — «Я убит подо Ржевом». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946
• Тема стихотворения – тема исторической памяти, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.
• Композиция – Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена.
• Жанр – послание.
• Стихотворный размер – двустопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
• Метафоры – «Фронт горел», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем».
• Эпитеты – «родимая отчизна», «безымянное болото».
• Сравнения – «фронт горел, не стихая, как на теле рубец».
• Олицетворения – «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме».
Подробный анализ
Вариант 1
Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским. И ведь не зря – основная тема этого произведения — глубокая скорбь о погибших, та самая, что заставляет молчать даже самого сурового вида человека.
Александр Трифонович имел понятие о войне не от других – он лично прошёл сотни километров по извилистым и трудным дорогам Родины. И стихи его выражают всю суровость тех времён, всю правду, которую автор видел своими глазами. Но, несмотря на это, они всё же полны отечественного оптимизма, веры в русскую армию.
Будучи одним из лучших, стихотворение покоряет сердца не только своей технической стороной, но и смысловым содержанием. Как ни странно, оно построено в форме монолога от лица неизвестного солдата, убитого во время военных действий. Лирический герой здесь выбран особенный, несмотря на его простоту — ведь он был одним из многих, кто погиб в суровые годы войны. Его гибель мало отличается от множества других в те времена: обычный бой, коих тогда было тысячи, смерть от бомбежки, да и похоронен он был в неназванном болоте, совместно с другими безымянными солдатами. Тела павших рядовых со временем слились с родной землей, что, испокон веков, даёт начало всему, о чём говорят эти строки:
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
У мёртвых, что остались на войне, остались много вопросов к живым. Захватили ли их родной Ржев? Защитили Москву их собратья? Не дали соратники одержать врагу победу? И многие другие, важные сердцу вещи. Они хотят знать, что их смерть не напрасна, о чём сообщается в этих строках:
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Но в то же время, они не хотят верить в то, что такое могло бы случиться. Солдаты надеются на то, что их братья отстоят своего народа и выстоят эту войну:
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
Несмотря на весь трагизм этого монолога, под конец солдат желает тем, кто всё же смог выжить и одержать победу, всё то, на что он способен. А именно – свято хранить эту победу, быть счастливыми, но не хвастаться ею и помнить, какие жертвы стояли за всем этим:
Говоря о произведении в целом, нельзя не отметить то, что автор специально использует различные языковые стили и средства, а также повторы. Повторы же можно увидеть в нескольких контекстах, что только помогает углядеть в этом стихотворении главные слова. Те самые, что отражают цель, ради которой оно было написано. Ведь с помощью него автор пытается донести до нас то, что война – это воистину ужасная вещь.
Вариант 2
Военная литература часто была продиктована писателям самыми кровавыми событиями и реальными человеческими историями. Не исключение и анализируемое стихотворение. Историю его создания поведал сам автор в специальной заметке, опубликованной в 1969 г.
В конце лета 1942 под Ржевом вспыхнул бой, очевидцы сравнивали его с адом. В это время в госпитале А. Твардовский увидел Василия Бросалова – бойца, которого тяжело ранили в упомянутом сражении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в чувство, рассказывал о немецко-русском столкновении. Матери Бросалова отправили похоронку, но мужчине удалось выжить. Анализируемое стихотворение было создано в 1946 году. Несмотря на то, что прототип лирического героя выжил, стихотворение написано от имени погибшего солдата.
Тема
Темой произведения автор выбрал тему долга перед Родиной и вечной памяти о тех, кто отдал жизнь за счастливое будущее народа. Главная проблема подсказывает, что стихотворение относится к национально-патриотической лирике. Впрочем, в нём можно выделить и философскую составляющую. Автор подчёркивает, что земная жизнь – это лишь этап на пути к вечному бытию. Ушедшие в мир иной всегда находятся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь.
Проблема стихотворения раскрывается в пламенных речах лирического героя. В первых строчках солдат рассказывает об обстоятельствах своей гибели. Он говорит, что был убит на «безымянном болоте», намекая, что понимает: его тело здесь не найдут. Это подтверждают и следующие строчки: «И во всём этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей». Смерть настигла героя неожиданно, он даже не услышал взрыва и не почувствовал боли.
Далее оказывается, что тленное только тело, душа же остаётся на родной земле. Она всюду следует за сослуживцами, напоминая им о долге перед Отечеством. Душа мёртвого товарища пытается подбодрить солдат, чтобы те не сдавались. Она желает тем, кто остались на земле, быть счастливыми.
В какой-то момент погибший боец обращается к живым от имени всех, кто теперь не с ними. Погибшие хотят знать, что «врага обратили назад». В последних строках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с завещанием, в котором раскрывает высшие жизненные ценности.
Композиция
Стих по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни.
Формально произведение состоит из 42 катренов (четверостиший). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы.
Жанр
Жанр стихотворения – послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихотворении и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков. Стихотворный размер – двустопный анапест. А. Твардовский использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаётся образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Ключевую роль играет метафора: «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы». Эпитеты придают раздумьям целостность, а чувствам и эмоциям – выразительность: «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба».
Ту же роль играют и олицетворения–: «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме».
Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стихотворения в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллитерации например, согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас».
Вариант 3
Как говорят древние священные писания, одним из способов получить лучший исход после собственной гибели, является пасть на поле бранном за праведное дело. Таким образом, воины, которые отстаивают собственную землю или какие-то высокие идеалы, автоматически как бы причисляются к святым и в этом действительно есть смысл. Даже на элементарном уровне простой обывательской морали, погибшей за какой-то идеал является праведником.
Твардовский пишет Я убит подо Ржевом по окончанию Второй мировой, он рассматривает идеал защиты родины, отпора вражеским захватчикам. Помимо этого в своем стихотворении он сравнивает святое дело и советскую власть, ставит эти феномены в один ряд. Дополнительно основным приоритетом рассматривается мотив спасения родины и подвига воинов, которые ради своего дела не различают живых и павших, но просто выполняют свою задачу ради чего-то более высокого, чем существование отдельного человека.
Рассуждения поэта в целом понятны и патриотическая риторика, которая видится сквозь весьма популярное стихотворение, тоже в какой-то степени достойна уважения. Тем более, сам Твардовский является фронтовиком и было бы не совсем этично ставить в упрек ему подобную эксплуатацию образа павшего воина. При этом, безусловно, при прочтении подобных стихотворений следует разделать тонкую грань, когда поэт говорит о растворении павшего воина в этом мире в заре, полях, реке, шоссе, траве, о, по сути, великой суровости гибели («ни известий ни сводок», «вечная память – кто завидует ей») и когда явно навязывает чувства живущих, чувствам погибших, наподобие: «и у мертвых, безгласных, есть отрада одна».
Твардовский великолепно понимал нелепость гибели на войны и деструктивность всего этого предприятия как такового, эти мысли есть в других его военных стихотворениях, которые выглядят именно как гуманистические, антивоенные. Тем не менее, одним из самых его знаменитых творений становится именно Я убит подо Ржевом, которое наряду со вполне разумными мыслями транслирует тягу к гибели, деструктивные идеи фактически самоуничтожения, которые были так весело приняты советскими детьми. Как ни печально, но счастье и гибель навряд ли, возможно ставить рядом, но такое искаженное понимание счастье равно как искаженное понимание подвига, довольно легко имеет отклик в доверчивых сердцах.