Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Некрасова — Железная дорога. Используйте наш материал для написания сочинений по литературе и для выполнения анализа этого стиха на урок в школе.
Вариант 1
Содержание:
В основе рассказанного поэтом лежат реальные события — строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Эта тема для второй половины XIX века была актуальной. Появление в России железной дороги открывало неограниченные возможности. Но разве задумывались люди над тем, кто и какую цену заплатил за то, чтобы Россия превратилась в развитую европейскую державу?
Железную дорогу строили бывшие крепостные крестьяне, которые, получив свободу, попросту не знали, как ею распорядиться. На стройку века их пригнал голод. На строительстве погибло несколько тысяч человек, и об этом Некрасов очень хотел рассказать своим читателям. Всё стихотворение — раскрытие смысла эпиграфа (диалога, случайно услышанного в вагоне). На вопрос сына «папашах отвечает, что железную дорогу между Петербургом и Москвой строил граф Клейн- Михель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае 1. Эпиграф насыщен сарказмом, а всё произведение служит страстным его опровержением.
Основная тема стихотворения — размышления о трагической судьбе русского народа, о его роли в создании духовных и материальных ценностей. Многие исследователи называют «Железную дорогу» поэмой, синтезирующей в себе элементы различных жанровых форм: драмы, сатиры, песни и баллады. Композиционная структура произведения сложная — оно построено в форме беседы пассажиров. Условным попутчиком является сам автор. Стихотворение разделено на 4 главы.
Первая глава начинается пейзажной зарисовкой «славной осени», лирический герой восхищается красотой природы и замечает: «Нет безобразья в природе!» Так автор подготовил читателя к восприятию различных противопоставлений, на основе которых построено всё стихотворение. Природе, в которой всё разумно и гармонично, он противопоставляет безобразия, которые происходят в человеческом обществе.
Вторая глава — завязка и развитие действия. Лирический герой рассказывает « умному Ване» правду о строительстве железной дороги — о каторжном труде народа, голодом согнанного на строительство. Особенно контрастна эта картина на фоне изображения гармонии в природе, которая дана в первой главе.
Поэт рисует фантастическую картину: из горькой песни мертвецов мы узнаём об их несчастной судьбе. Некрасов вычленяет из общей толпы «белоруса: и на примере его судьбы рассказывает трагическую историю строительства железной дороги. Здесь же лирический герой обозначает свою позицию. Огромное уважение выражает поэт к труженикам.
Народ у Некрасова показан и как терпеливый раб, и как великий труженик, заслуживающий восхищения. Лирический герой верит в силу русского народа, в его особенную судьбу, в светлое будущее. Образ дороги приобретает метафорический смысл — это особый путь русского народа, многострадальной России.
Третья глава противопоставлена второй. Переход от сна Вани к действительности резок. Пробуждение мальчика неожиданно — он разбужен оглушительным свистком. Свисток разрушил сон, генеральский хохот разрушил поэзию. Здесь происходит спор лирического героя и генерала. Отец Вани, генерал, высказывает своё отношение к мужику — он презирает чернь. Он предъявляет обвинение даже не народу, а народам. Генерал советует показать Ване «светлую сторону» строительства.
Четвёртая глава представляет собой бытовую зарисовку. Это своеобразная развязка. С горькой иронией лирический герой рисует картину окончания трудов. Всё, что заработали мужики каторжным трудом, — это прощенная недоимка да бочка вина. Но и это не самое горькое — вместо ожидаемого, казалось бы, недовольства и возмущения. «Светлая сторона» оказывается ещё более безысходной и беспросветной.
В стихотворении много различных лирических интонаций: повествовательная, разговорная, декламационная; сцена с изображением мертвецов приближает произведение к балладному жанру. Но всё произведение окрашено традиционной для Некрасова песенной тональностью.
Лексика для создания стихотворения выбрана нейтральная. Можно отметить самые различные средства художественной выразительности, использованные автором: эпитеты (славная осень; дебри бесплодные, губы бескровные); сравнение (лёд как тающий сахар); анафору (Едет подрядчик / Едет работы свои посмотреть); инверсию (привычка к труду благородная); аллитерацию (листья поблекнуть … не успели); ассонанс (всюду родимую Русь узнаю).
Произведение написано четырёхстопным дактилем, рифма — перекрёстная.
Вариант 2 (кратко)
Продолжая тему сочувствия русскому народу, стоит вспомнить о поэме «Железная дорога», где автор напрямую связывает созидание великого с простыми людьми. Некрасов подошел к нему с особым лаконизмом, применил совершенную поэтическую технику, в то же время талантливо использовал для музыкальности и напевности четырехстопный дактиль.
Несмотря на пронизанное трагизмом повествование об изуродованных судьбах строителей железной дороги, от произведения веет надеждой в светлое будущее народа в целом. Создавая «Железную дорогу», автор взывал к совести молодого поколения мелких и крупных помещиков того времени. Пытался пробудить в них сочувствие к простым трудягам и, именно поэтому, построил произведение в форме полемической беседы генерала с лирическим героем.
Для яркости восприятия ввел мистические картины, рожденные воображением маленького мальчика, сына напыщенного вояки. Поэт призывает ребенка не стыдится своего народа, а перенять его привычку к ежедневному труду, чтобы возвыситься через него, стать лучше и благороднее. По сути, автор осторожно рождает в молодых умах революционные идеи, идущие в ногу со временем.
Вариант 3
Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта – человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.
Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
Литературное направление, жанр
Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть – прекрасное лирическое стихотворение.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.
Первая часть – описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.
Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги – русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся — ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.
Третья часть – это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.
В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.
Тропы и образы
Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.
Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.
В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.
В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.