«Максимка» — читательский дневник по рассказу К. Станюковича

Рассказ «Максимка» Константина Станюковича, об истории трогательной дружбы матроса и мозамбикского темнокожего мальчика был впервые издан в 1896 году в журнале «Детское чтение».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Станюкович Константин Михайлович
Название произведения: «Максимка»
Жанр: рассказ
Год написания: 1896
Издательство: Искатель
Год издания: 2015

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте.
Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым.
Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.
Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.
Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Краткое содержание и сюжет

Русский военный паровой клипер «Забияка» быстро идёт на юг. Матросы убирают, моют, скребут и чистят палубу: на военном судне начинается день. Вдруг раздался громкий тревожный крик часового: «Человек в море!». Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру. Затем почти все паруса были убраны и баркас с шестнадцатью гребцами отправился спасать человека. Вскоре он вернулся и вместе с людьми был поднят на борт. На палубу вышел и спасённый — маленький негр лет десяти-одиннадцати, в рваной рубашке, истощённый. Его тотчас отнесли в лазарет. Доктор начал его отхаживать.

Затем, с помощью мичмана, который знал англ. язык, команда узнала о том, что мальчик был слугой у капитана американского корабля «Бетси». Хозяин бил его каждый день. А две ночи назад корабль столкнулся с другим кораблём и пошёл ко дну. Через два дня арапчонок поправился и хотел уже подняться на палубу, но у него не было одежды.

Тут в дверях лазаретной каюты появился пожилой матрос Иван Лучкин. Он принёс арапчонку платье: «Носи на здоровье, Максимка!» (Максимка, потому что спасли в день святого угодника Максима). Потом Лучкин повёл его на палубу, представил матросам. Арапчонка приняли с полным радушием, позвали обедать вместе со всеми. Лучкин скроил ему башмаки. Позвал посмотреть на артиллерийское учение, которое очень понравилось мальчику. Попытки научить арапчонка некоторым русским словам.

Так прошёл месяц. Максимка уже мог кое-как объясниться по-русски. Он нередко забавлял матросов песнями и танцами. Плавание близилось к концу, но Лучкин, предчувствуя разлуку, был невесел. Команда тоже привыкла к Максимке. Капитан разрешил оставить его на корабле. Вскоре «Забияка» вновь ушёл в плавание. Максимке дали фамилию Забиякин. Через три года они вернулись в Кронштадт. Максимку отдали в школу фельдшерских учеников. Лучкин вышел в отставку, чтобы быть около своего любимца.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Русский военный клипер спасает в море чернокожего мальчика. Оклемавшись, тот рассказывает, что был слугой у американского капитана, который часто его бил. Горький пьяница матрос Иван Лучкин решает взять его под свою опеку. Он сшивает ему одежду и даёт ему имя — Максимка. Они привязываются друг к другу, Лучкин даже начинает меньше пить. Максимку собираются высадить в Каптоуне, но команда просит капитана, и его оставляют на судне юнгой. Через три года Лучкин с Максимкой добираются до Кронштадта, где повзрослевший Максимка поступает в училище, а Лучкин остаётся с ним в городе.

План пересказа

1. Обычное утро на «Забияке» — военное судно, матросы моют, скребут, чистят палубу.
2. «Человек в море!» — часовой увидел за бортом фигурку человека и поднял тревогу
3. 16 спасателей — баркас с гребцами кинулся на помощь, увидели обломок мачты корабля и спасли человека
4. Спасенный мальчик-негритенок — спасенным оказал мальчик — негритёнок лет 10-11, в рваной рубашке, усталый и истощенный
5. Лазарет — спасенного поместили в лазарет, и доктор выходил его
6. Рассказ слуги американского корабля «Бетси» — мальчик оказался слугой капитана корабля, который жестоко обращался с ним и бил его больно и часто
7. Кораблекрушение — две ночи назад корабль хозяина негритёнка столкнулся с другим кораблем и затонул.
8. Имя негритенку — спасенного мальчика решили назвать Максим Забиякин, Максим — потому что его спасли в день святого угодника Максима, а Забиякин — в честь названия парового клипера «Забияка», а пожилой матрос Иван Лучкин дал ему одежду и смастерил для него башмаки
9. Артиллерийское учение — Иван Лучкин много возился с Максимом, обучал его артиллерийскому делу и учил его русскому языку
10. Кронштадт — через три года, когда Максимка немного подрос, его отдали в школу фельдшерских учеников, матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы не покидать своего любимца Максимку.

Основная мысль

Нет ничего ценней простого человеческого участия и дружбы.

Чему учит

Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана.

Отзыв и что понравилось

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Вывод и мое мнение

Забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Пословицы

  • В воду попадешь — сухим не вылезешь.
  • Добро того учить, кто слушает.
  • Счастлив тот, кто вина не пьёт.
Рейтинг
( 13 оценок, среднее 4.62 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector