Рассказ «Песчаная учительница» был написан Андреем Платоновым в 1926 году, а впервые опубликован в 1927 году.
Описание книги для читательского дневника
Содержание:
Автор: Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «Песчаная учительница»
Жанр: рассказ
Год написания: 1927
Издательство: Искатель
Год издания: 2009
Главные герои и их краткая характеристика
Мария Никифоровна Нарышкина — молодая учительница, деятельный, ответственный человек.
Краткое содержание и сюжет
Марии Нарышкиной было 20 лет и она была родом из небольшого городка Астраханской губернии. Ее миновали события войны и революции, а повзрослела она когда социализм уже окреп. Она любила географию, с упоением читала отцовские книги и поступила на педагогические курсы. Через четыре года учебы Марию распределили в село Хошутово, рядом с пустыней.
По дороге в село Мария впервые увидела песчаную бурю, а само село поразило ее своей бедностью. Хошутово было почти все засыпано песком, в нем было несколько дворов, и Мария поселилась в комнате при школе. Старик-сторож принял ее как дочь.
Через два месяца начались занятия, но дети ходили в школу нерегулярно. А когда настала ранняя зима и вовсе почти перестали. Им было не во что одеться, они голодали, так же как и взрослые. К новому году умерло двое ребят.
Мария решила заняться обучением людей тому, как бороться с песками, как из пустыни сделать живую землю. Крестьяне не поверили учительнице, а в округе ей посочувствовали и дали книги. Агроном жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутово.
К концу первого лета Мария убедила крестьян заниматься общественными работами весной и осенью и через год Хошутово было не узнать. Вокруг села появились заградительные шелюговые полосы озеленения, защищавшие орошаемые огороды. Около школы Мария Никифоровна собиралась устроить сосновый питомник и окончательно победить пустыню. Она знала, что растения, высаженные между соснами дают удвоенные урожаи. В Хошутово появилось топливо, а из прутьев стали плести корзины, делать мебель. Это принесло селу две тысячи рублей прибыли.
Теперь школа полнилась не только детьми, но и взрослыми.
Через три года случилась беда, через село прошли кочевники. Они запоздали, степь уже умерла, и кочевники кормили скот насаждениями и соснами. Исчезла вода, потому что скот выпил ее подчистую. Взбешенная Мария отправилась к вождю кочевников и стала ругаться. Она говорила, что будет жаловаться и что сейчас советская власть. Но вождь ответил, что тот, кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.
Мария поехала в округ, а там сказали, что Хошутово теперь обойдется без нее, крестьяне знают что делать. И предложили учительнице проделать ту же работу в Сафуте, селе, где селятся бывшие кочевники. Там тоже нужно было обучать людей бороться с песками, ведь чем больше кочевников станут вести оседлую жизнь, тем реже они будут уничтожать насаждения у других сел. Мария задумалась о своей молодости, несуществующем муже, вожде кочевников и согласилась. Она пообещала вернуться через пятьдесят лет старушкой, но по лесной дороге.
Очень краткое содержание для читательского дневника
После окончания курсов Мария отправляется в Хошутово, где видит бедность и наступающие пески. Она решает обучать людей бороться с песками. Мария высаживает защитные насаждения и сосны. Приходят кочевники и уничтожают все насаждения. Мария жалуется в округ, но ей предлагают новое село и продолжение работы. Мария соглашается и обещает сделать пустыню лесом.
Композиция
Композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.
План пересказа
- Молодость и учеба
- В селе Хошутово
- План борьбы с песками
- Успехи борьбы
- Нашествие кочевников
- Все пропало
- Новое назначение
- Обещание учительницы
Основная мысль
Для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Человек и пустыню может сделать цветущим садом.
Чему учит
Рассказ учит упорству, самоотверженности, умению увлечь людей. Учит бороться с трудностями, не сдаваться, жить ради людей.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, хотя и немного жаль учительницу, которая всю свою жизнь посвятит борьбе с песками, забыв про личную жизнь. Но она выбрала для себя иное счастье — служение людям.
Вывод и мое мнение
Молодая девушка с помощью ее знаний смогла помочь людям бороться с природными стихиями и наладить их жизнь. Она была ответственной и добросовестной и готова была трудиться всю жизнь ради всеобщего благоденствия.
Пословицы
- Упорство и труд все перетрут.
- Живи для людей, поживут и люди для тебя.
- Человек сам кузнец своего счастья.
- Живи не прошлым, а завтрашним днем.
- Не красна жизнь днями, а красна делами.