Повесть «Звоните и приезжайте!» Анатолия Алексина сначала публиковалась по отдельности в виде рассказов в в 1969-1971 гг.
Описание книги для читательского дневника
Содержание:
Автор: Алексин Анатолий Георгиевич
Название произведения: «Звоните и приезжайте!»
Жанр: повесть
Год написания: 1972
Издательство: АСТ
Год издания: 2008
Главные герои и их краткая характеристика
Мальчик-рассказчик — шестиклассник, рассудительный, добрый, любит свою семью, чуткий и внимательный к близким людям, восхищается своим папой.
Папа — талантливый хирург, ответственный, беззаветно любит свою профессию и пациентов. Очень близок с сыном, делится с ним своими переживаниями.
Мама — хорошая и добрая женщина, любит свою семью и часто переживает за мужа, который много работает.
Бабушка — помогает вести хозяйство, заботится о внуке, часто ставит в пример успехи посторонних людей, недооценивает профессию зятя.
Краткое содержание и сюжет
Главный герой произведения учится в то же школе, где когда-то учились его родители. Однажды бабушка с восхищением говорит о том, что Сережа Потапов стал лауреатом Всероссийского музыкального конкурса. Оказалось, что он был первой школьной любовью мамы мальчика. Бабушка стала постоянно напоминать об этом. Тем самым она упрекала папу, который был простым хирургом.
Мальчик видел, что папе неприятно вспоминать и думать о бывшей маминой любви. Он решил повести настоящую «борьбу» против Сережи Потапова. Узнав о предстоящем выступлении виолончелиста по телевизору, он специально уселся делать уроки. Ребенок предупредил, что у него контрольная, и телевизор будет мешать. Таким же образом он помешал родителям услышать выступление Потапова по радио. Затем мальчик заметил на трамвайной остановке афишу с портретом виолончелиста. Он убедил маму с папой ездить на работу на троллейбусе.
Мальчик постоянно заговаривал об уважении к профессии врача. Ребенок скрыл от родителей приглашение на вечер выпускников. Он не хотел, чтобы мама встретилась со своей первой любовью.
К папе часто по ночам звонили разные люди и просили о помощи. Иногда они даже жили некоторое время в квартире семьи. Маме с бабушкой это очень не нравилось.
Однажды после звонка к папе приехал один дальний родственник — мужчина лет тридцати, которого звали Игнатий. Врачи подозревали у него раковую опухоль. Мама с бабушкой сначала, как обычно, отнеслись к нему с недовольством. Но когда папа с родственником пошли делать анализы, они попросили сразу же сообщить им о результатах. Папа позвонил и сказал, что Игнатию будут делать тяжелую операцию, но страшный диагноз не подтвердился. Бабушка почувствовал огромное облегчение. А мальчик первым сообщил о радостной новости матери Игнатия.
Мама с папой поссорились, отмечая Новый год в гостях. Мальчик сильно переживал по этому поводу. Ребенок старался «сводить» их вместе, радовать своим примерным поведением. Но папа с мамой никак не хотели мириться.
Мальчик попробовал помирить их с помощью общего горя. Он сказал, что пойдет к своему приятелю Женьке. Придя к нему, ребенок объяснил свой план: Женька должен начать звонить родителям и говорить, что друг так и не пришел. Таким образом приятели «промучали» родителей мальчика целый час. Когда папа с мамой уже не находили себе места от беспокойства, мальчик пришел домой. От радости родители тут же помирились. Этот день стал для мальчика самым счастливым во время зимних каникул.
Однажды мальчик впервые влюбился в новенькую ученицу. Он исполнял ее поручения, подрался со своим другом, начал плохо учиться. Оказалось, что девочка просто играла с ним. Она согласилась пойти с ним на каток 29 февраля, которого просто не было в этом году. Обманутый мальчик сделал для себя большое открытие: «любить нужно только того человека, который достоин любви!».
Папа мальчика заболел гриппом и должен был соблюдать постельный режим. Эта болезнь показала, какое количество людей обеспокоено здоровьем хирурга. В квартире не смолкали телефонные звонки. Мальчик специально говорил людям, чтобы они перезвонили вечером и поговорили со старшими. Он хотел, чтобы мама с бабушкой убедились, насколько важнее работа хирурга по сравнению с музыкой.
Один раз папа поразил сына своим видом. Он признался, что его пациент Егоров умер. Мальчик попросил отца взять его с собой, чтобы сообщить об этом матери умершего. В доме, где была квартира Егорова, все его знали и уважали. Соседи, не зная о его смерти, продолжали говорить о нем в настоящем времени: «живет».
Мальчик почувствовал настоящую гордость за отца, когда тот взял его с собой на торжественный вечер в больнице. Среди приглашенных были и бывшие больные, которых нельзя было отличить от здоровых. Они поднимались на сцену и благодарили папу за то, что он подарил им вторую жизнь. Отец очень смущался этим и даже поспешил пораньше уйти. Но на выходе его опять попросили помочь «кого-то спасти».
Мальчика проводил до дома бывший пациент папы, который искренне радовался возвращению к жизни. Главный герой понял, что быть похожим на отца значит научиться делать людей счастливыми.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Шестиклассник рассказывает о своей семье. Он очень любит красавицу-маму, папу — талантливого хирурга, ворчливую бабушку и старается сделать так, чтобы они никогда не ссорились.
План пересказа
1. Не моё дело
2. Дальний родственник
3. Самый счастливый день
4. Двадцать девятое февраля
5. Как Ваше здоровье?
6. Егоров
7. «Взрослый» вечер
Основная мысль
Самое главное в жизни ребёнка – гармоничные семейные отношения, наполненные любовью и взаимоуважением. Уважение друг к другу, доверие, поддержка – важные ступени в формировании личности ребёнка.
Чему учит
Повесть учит нас любить и ценить свою семью, и понимать: что нет ничего важнее чем семья. На примере отца мальчика автор показывает, как важно в жизни быть полезным другим людям, в этом и есть счастье человека, его истинное предназначение.
Отзыв и что понравилось
Понравилось произведение своей нравственной чистотой и простотой. Книга отчетливо показывает взаимоотношения в семье мальчика, которое начинается с банального – со взаимного уважения между матерью и отцом, с любви не только к ближним, но и с любви к своей работе.
Мне понравился эпизод в повести, когда родители мальчика поссорились, и он всячески пытался помирить своих родителей, но у него ничего не получалось, тогда он решил пойти на крайние меры — решил потеряться, так чтобы его родители поволновались и вместе отправились на поиски своего сына. Мальчик в этот момент спокойно находился у своего друга в гостях, а его родители в итоге помирились и их жизнь вошла в прежнее русло.
Вывод и мое мнение
Главный герой повести изначально уверен, что профессия его папы — самая лучшая. Шестиклассник упорно отстаивает свою позицию перед окружающими. Познавая жизнь, он подкрепляет свое мнение, начинает разбираться между людьми. Любовь к папе в его душе перерастает в уважение к человеческим заслугам в целом.
Пословицы
- Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.
- Отец и мать — священные слова.
- Каков отец, таков и молодец.