Тексты проверочных и итоговых диктантов по русскому языку за 1 четверть 4 класса.
Контрольный диктант «Чудесная пора»
Содержание:
Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
(Объем: 59 слов)
Слова для справок: собирал, словно.
Грамматическое задание:
1)
I вариант: третье предложение разобрать.
II вариант: десятое предложение разобрать.2) Разобрать слова по составу: осенние, зеркальной, чудесная.
Медвежонок
Капитан привёз из леса на заставу маленького медвежонка. На заставе малышу обрадовались.
Однажды медвежонок лежал на солнышке у завалинки. К нему подошла корова Майка. Мишка вскочил, ощетинился, поднял лапу. Вдруг он почувствовал тёплый молочный запах и подбежал к корове. С тех пор каждое утро медвежонок бегал за Майкой следом и хватал её за ноги. Медвежонок не отступал до тех пор, пока в его миске не было теплого парного молока.
(70 слов)
(по В. Коржикову)
Грамматические задания
1) Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
2) В первом предложении второго абзаца найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
3) Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
Диктант «Конец августа»
Объём слов: 89
Грамматическое задание
Вариант 1
1)Найти сложное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
2) Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, в соответствии с тем, каким членом предложения является однородный член.
3) Разобрать предложение по членам №3 с конца.Вариант 2
1) Найти сложное предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
2) Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, в соответствии с тем, каким членом предложения является однородный член.
3) Разобрать предложение по членам №2 с начала.
Диктант по программе «Школа России» за 4 класс 1 четверть по теме: «Предложение»
Петька
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:
1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Умей владеть собой
Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу.
(Объем: 82 слова)
Акулы
Существует много видов акул. Они различаются размерами и внешним видом. Длина гигантской китовой акулы пятнадцать метров, а колючей – всего двадцать сантиметров.
Может ли акула напасть на человека? Такие виды есть. Среди них белая и тигровая акулы. Но они не нападают на человека как на средство питания. Акулы едят рыб, черепах, дельфинов и птиц. Китовая акула питается маленькими рыбёшками и крохотными рачками. Акулы ощущают постоянный голод и съедают даже несъедобные предметы. В желудках акул находили куски шин, консервные банки. Разъярённая акула может разрушить лодку и напасть на человека.
(Объем: 88 слов)
Грамматические задания
1) В последнем предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
2) Выписать из диктанта одно слово с непроизносимой согласной. Написать проверочное слово. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
3) Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными второстепенными членами.