Диктант 1
Содержание:
Капризный грачонок сидел со своей мамой на верхушке березы. Оттуда он увидел в рядочке густой зелени красный блестящий шарик. Грачонок слетел на землю, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: «Ка! Мама, дай!»
Грачиха-мама оторвала красный шарик от стебелька и сунула сыну в горло.
«Гум!» — крикнул капризный грачонок, проглатывая шарик. И тотчас снова разинул пасть.
Он просил еще: «Ка! Мама, дай мне ягоду еще больше, еще больше!»
Грачиха-мама наклонилась над кустиком и собралась вытащить из-под него огромную ягоду. Вдруг она услышала топот и крик. По дорожке бежал сторож, размахивая руками. «Улетай!» — крикнула мать грачонку. «Что это за птица с крыльями без перьев? — спросил грачонок, усевшись рядом с мамой на тополе. — Что это за птица на нас так раскаркалась?»
«Человек, — ответила мать. — Улетим подальше».
И они полетели над садами, над огородами и домами. И долетели до опушки леса. Капризный грачонок сел на пенек, затряс крыльями, разинул пасть и крикнул: «Ка! Мама, дай! Дай мне большую красную ягоду!»
Объем слов: 155
Грамматическое задание:
1) Озаглавьте текст.
2) Опираясь на примеры из текста расскажите, как оформляется на письме прямая речь.
3) Графически обозначьте однородные члены предложения.
4) Замените любые три предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
5) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
Диктант 2
В доме отдыха начиналась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смешались. Все увидели человека с ружьём, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. «Васька!» — позвал охотник. Кабан поднял голову и подошёл к человеку. Однажды зимой больной, голодный кабан забрёл в деревню. Дядя Иван накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез. Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту».
Грамматическое задание
— Составить схемы к предложениям с прямой речью.
— Подчеркнуть грамматическую основу в первом предложении.
— Разбор по составу: БОЛЬНОЙ, НАКОРМИЛ, Васька.
— Фонетический разбор: РУЖЬЁ.
Диктант 3
Мальчик отвязал от столба верёвку, с усилием оттолкнул паром и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжёлый паром еле-еле ползёт, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть крутом, а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.
Когда паром подошёл к берегу, из домика вышел Кирилл, чёрный, косматый, и сказал, насупив чёрные брови: “Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял”.
С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошёл к парому, крикнув: “Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!”
Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба и, жуя, пошёл к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днише её. С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася всё постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю.
Объём слов: 166
Грамматическое задание:
1. Составить схемы предложений с прямой речью.
2. Выполнить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору).
Диктант 4
В девятнадцатом столетии жил в Москве переплётчик Егор Герасимов. Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектом и дутой популярностью, но любил книгу. Он не составил себе капитала, но имя его осталось надолго как имя переплётчика-артиста.
Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Главное внимание обращалось им не на штамповку или золото, а на самую работу. “Дайте мне мастера, — говорил он, — который сидел бы рядом со мною и работал со мною же. А то эти фирмы, — продолжал Герасимов, — хлопочут только о медалях, сами же далеко не мастера своего дела”. Все выставленные им книги были проданы, а он получил медаль, кажется, серебряную, за самую, по-видимому, простую, но замечательно аккуратную работу.
Герасимов был крепостным. Владелец Герасимова, в то время ешё мальчика, отдал его в учение переплётчику Хитрову, хорошему мастеру и строгому учителю. К Хитрову хаживал нередко генерал Ермолов, участник Отечественной войны 1812 года, большой любитель переплётных работ. Ермолов захотел выучиться переплётному мастерству, и Хитров охотно взялся обучать генерала.
Ермолов, обходя мастерскую, внимательно всматривался в работу каждого. Чаще всего он останавливался около Герасимова, гладил его по голове, говоря: “Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером”.
Лет через десять барин приказал отдать Герасимова в солдаты. Герасимов отправился к Ермолову, рассказал о своей беде. Ермолов подумал.
— Очень жалею, что хороший мастер идёт в солдаты. Подожди. Затем вынес ему какое-то письмо.
— Вот, отдай это письмо своему барину.
Что было написано в этом письме, неизвестно, но только барин отменил своё решение. Герасимов всегда с глубокой благодарностью вспоминал Ермолова.
Объем слов: 246 слов
Грамматическое задание
1. Составить схему предложения с прямой речью (по выбору).
2. Выполнить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору).