Диктант — Старый тополь (11 класс)
1)Много повидал на своем веку старый тополь! 2)Давно ещё грозовой удар расщепил макушку тополя, но дерево не погибло, справилось с недугом, выкинув вверх вместо одного два ствола. 3)Разлапистые сучья, как старческие крючковатые пальцы, протянулись до конька тесовой крыши, будто собирались схватить дом в охапку. 4)Летом на сучьях густо вились верёвчатые побеги хмеля.
5)Тополь был величественным и огромным, прозванный старообрядцами Святым древом. 6)Гнули его ветры, нещадно секло градом, корёжили зимние вьюги, покрывая коркою льда хрупкие побеги молоди на заматерелых сучьях. 7)И тогда он, весь седой от инея, постукивая ветками, как костями, стоял притихший, насквозь прохватываемый лютым ветром. 8)И редко кто из людей задерживал на нём взгляд, будто его и на земле не было. 9)Разве только вороны, перелетая из деревни в пойму, отдыхали на его двуглавой вершине, чернея комьями.
10)Но когда приходила весна и старик, оживая, распускал коричневые соки клейких почек, первым встречая южную теплинку, и корни его, проникшие в глубь земли, несли в мощный ствол живительные соки, он как-то сразу наряжался в пахучую зелень. 11)И шумел, шумел! 12)Тихо, умиротворённо. 13)Тогда его видели все, и он нужен был всем: и мужикам, что в знойные дни сиживали под его тенью, перетирая в мозолистых ладонях трудное житьё-бытьё, и случайным путникам, и ребятишкам. 14)Всех он встречал прохладой и ласковым трепетом листвы.
По А. Черкасову
Объём слов: 206
Грамматические задания:
1) В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
2) Среди предложений 1–5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
3) Среди предложений 1-7 найдите сложносочиненное. Укажите его номер.
4) Из предложения 2 выпишите прилагательное.
5) Из предложения 5 выпишите слово, имеющее два корня.
6) Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
7) Укажите способ образования слова житье-бытье (предложение 13).
8) Выпишите словосочетание (предложение 8), построенное на основе примыкания.
9) Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Вариант №2
Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.
Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту. На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.
Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.
Объём слов: 115
Грамматическое задание
— Произведите синтаксический разбор предложения: Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вариант). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно. (2 вариант).
— Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вариант); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вариант).
— Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вариант); каждую (2 вариант).