Мы подготовили для наших читателей подробный план небольшого рассказа Л.Пантелеева — «Честное слово». Используйте материал статьи для выполнения задания по литературе и подготовке к уроку в школе.
Краткий план рассказа
1) В саду кто-то плачет. Мальчик не может уйти с поста.
2) Как мальчик стал часовым.
3) Взрослый находит выход из ситуации. Военный соглашается помочь.
4) Майор принял рапорт часового и отпустил с поста.
5) Настоящий маленький мужчина.
Подробный план
1) Автор читал в саду и когда стало темно отправился домой.
2) У будки сторожа автор встречает плачущего мальчика.
3) Мальчик стоит на посту. Он часовой.
4) Большие ребята позвали его играть в войну и забыли про него.
5) Автор спрашивает почему он не уходит, а мальчик говорит, что дал честное слово.
6) Автор предлагает заменить мальчика, но он не военный.
7) Автор решил позвать военного, но никого не было, кроме железнодорожника.
8) Автор видит как в трамвай садится майор и зовет его.
9) Майор сразу соглашается помочь.
10) Майор успевает снять с поста мальчика и сад закрывается.
11) Мальчик вырастет настоящим человеком.
Цитатный план
1. Автор читал в саду и когда стало темно отправился домой.
Как-то летом я зашел в садик, — я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер…
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я захлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу…
2. У будки сторожа автор встречает плачущего мальчика.
Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет…
А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал…
3. Мальчик стоит на посту. Он часовой.
— Так почему ж ты идти не можешь?
— Я — часовой, — сказал он…
4. Большие ребята позвали его играть в войну и забыли про него.
Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть…
А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь»…
5. Автор спрашивает почему он не уходит, а мальчик говорит, что дал честное слово.
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут…
6. Автор предлагает заменить мальчика, но он не военный.
— Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут…
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
7. Автор решил позвать военного, но никого не было, кроме железнодорожника.
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного…
Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему…
8. Автор видит как в трамвай садится майор и зовет его.
как вдруг увидел — за углом, на трамвайной остановке — защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем…
9. Майор сразу соглашается помочь.
— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!…
— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?…
10. Майор успевает снять с поста мальчика и сад закрывается.
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик…
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост…
11. Мальчик вырастет настоящим человеком.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания…