Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — «Комната Раскольникова». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Содержание:
Так, комната Раскольникова по своему виду напоминает скорее «шкаф, чем квартиру». В ней всегда было не убрано, душно: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться». «Неуклюжая» софа, три старых стула и два стола — вся мебель его «каморки». Достоевский не раз обращает внимание на крохотные размеры комнаты. Автор сравнивает ее с гробом, «клетушкой», сундуком. Душе было тесно в таком маленьком пространстве, она просила простору. Важно обратить внимание на оборванные обои в комнате. Их цвет — желтый. В произведении он символизирует болезнь, угнетение.
Любой предмет отражает бедность, которой был задавлен Раскольников. Он спал на «мизерном» диване, кладя голову на что-то похожее на подушку. В его комнате стояли испорченные стулья, а обои были грязные и отходили от стены во многих местах. У героя не было ни одеяла, ни простыни. Он накрывался старой одеждой. Даже Соня была поражена бедностью, в которой существовал персонаж.
Обстановка, в которой обитал Раскольников, сильно повлияла на героя. Душная, мизерная комната стала одним из факторов, подтолкнувших его к совершению преступления. Даже мать Родиона признала, что наполовину от квартиры он «стал такой меланхолик». В этом болезненном месте трудно находиться человеку. Однако отвращение вызывал не только внутренний вид каморки, но и звуки с улицы. Из окна постоянно доносились голоса пьяниц по ночам. Унылый вид на двор, который он уже выучил наизусть, только ещё больше его расстраивал.
Пыльная, жёлтая, мрачная комната способствовала не только возникновению теории Раскольникова, но формированию его решимости испытать ее на себе. Нищета, жизненная неустроенность окружала его, он был подавлен от своей безысходности. Родион давно ни с кем не общался, забросил учёбу в университете, даже запустил свой внешний вид. В комнате главного героя царила такая же безжизненность, как и в его душе.
Сочинение 2
В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь наполнена особым смыслом, помогает раскрытию авторского замысла. Описание интерьеров, в которых мы видим героев произведения, прежде всего, резонирует с их эмоциональным состоянием, задает тон происходящим в них событиях.
В самом начале романа мы узнаем, что жилище Родиона Раскольникова – это всего лишь коморка, которая походит «более на шкаф, чем на квартиру» на чердаке пятиэтажного дома. Сколько горечи в этой одной фразе. Мы понимаем, насколько беден герой, и в какой трудной жизненной ситуации он оказался. Комнату он снимает у хозяйки, которую всячески избегает, потому что живет, в прямом смысле слова, в долг. В замкнутом пространстве коморки проходят его дни, именно там Родиона посещают страшные мысли о будущем преступлении.
В другом фрагменте произведения комната Раскольникова именуется «тесной и низкой морской каютой», длинной в шесть шагов. Из всей мебели там только и был мизерный и грязный диван с затасканной подушкой. На стенах этого жилища грязные жёлтые обои в мелкий цветочек. Желтый цвет является особенным в произведениях Ф.М. Достоевского. Весь Петербург у него именно такой: дома, дворы, комнаты героев. Вспомним, что устаревшее теперь выражение «жёлтый дом» в 19 веке обозначало психиатрическую больницу, место, где проживают умалишенные. Может, весь Петербург сошел с ума? От несправедливости жизни, от падения нравов, от жуткой нищеты. Этой теории находится подтверждения в словах матери Раскольникова. Она уверена, что сын «наполовину от квартиры стал такой меланхолик». Возможно, ее устами говорит сам Достоевский, ища оправданий для своего героя.
Есть в романе «Преступление и наказание» описание жилья других героев, например, Мармеладова. Его семья снимала квартиру у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. В ней было душно и вместе с тем холодно, постоянно пахло табачным дымом, доносившимся с общей лестницы. Это жилище было «шагов десять длиной», везде был беспорядок, разбросаны детские вещи. Дырявая простыня отделяла основное пространство комнаты от места, где стояла кровать. Помимо этого в комнате был ободранный диван, старый стол и пара стульев. Несмотря на такой неприглядный интерьер, квартира Мармеладовых была все же лучше, чем угол Раскольникова, отдельная, хоть и проходная.
В четвертой части произведения есть описание комнаты Сони Мармеладовой, похожей на сарай, которую она снимала в квартире портного. На стенах ее «знакомые» читателю желтые замызганные обои, подобные тем, какие были у Раскольникова. Из мебели только кровать, скромный стол, несколько стульев, комод в углу. Жилье Сони оставляет грустные впечатления, интерьер отражает крайнюю нужду героини.
Сочинение 3
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский при помощи психологических приёмов мастерски передаёт внутреннее состояние Раскольникова. Именно для этого автор уделяет много внимания описанию окружающей обстановки, в которой происходит действие. Комната Родиона – одно из помещений, подчёркивающих общее угнетённое настроение в произведении.
Комната настолько мала, что представляет собой скорее «шкаф, чем квартиру». Она захламлена, повсюду нагромождение вещей, а от духоты можно потерять сознание. Спёртый воздух и теснота многое говорят о хозяине комнаты: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться». Набор мебели ограничивался парой столов и тремя почти развалившимися стульями. Спал Раскольников на «неуклюжей» софе. Писатель несколько раз подчёркивает размеры комнатушки. Для этого он обогащает описание яркими метафорами, называя помещение клетушкой, сравнивая с сундуком и даже гробом. Основной цвет во всём повествовании жёлтый. Именно в него окрашены и рваные обои, свисающие со стен жилья Раскольникова. Цвет также усиливает эффект болезненности, ещё больше нагнетает обстановку.
Квартиру наполняет убогая утварь, у Родиона нет даже подушки. Он спит на клочке, который смутно её напоминает. Повсюду царит грязь, засаленность и затхлость. Читая описание комнаты главного героя, будто ощущаешь запах пыли, нехватку свежего воздуха. Раскольников жил настолько бедно, что Соня Мармеладова пришла в ужас, когда переступила порог его квартиры. Интерьер комнаты привёл бы в ужас любого. Такая обстановка сыграла не последнюю роль в формировании мировоззрения Родиона.
Проводя много времени в узких четырёх стенах, Раскольников и выносил свой план расправы со старухой-процентщицей. Среди царства рухляди и вони, он свыкся с мыслью, что убийство – это единственный выход из его ситуации. В пользу этого утверждения говорят и слова матери главного героя, что жилище его сыграло не последнюю роль оттого, что её сын «стал такой меланхолик». Такая обстановка породила пессимизм главного героя, сделала его унылым и безвольным. Не только убранство квартиры приводило в упадок, с улицы постоянно доносились крики местных пьяниц. Выглянув в окно, в глаза бросался тесный полуразрушенный дворик.
Родиона всегда окружала нищета, он бедствовал, а обстановка только усиливала чувство ненужности и несправедливости. Комната толкала на мрачные мысли, жёлтый цвет стен вызывал меланхолию у героя. Неудивительно, что в таком помещении возникла мысль об убийстве. Интерьер вторил душевному состоянию Раскольникова: он позабыл о себе и об окружающей обстановке, и в душе героя, и в квартире царила подавленность.