Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — «Экология языка». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.
Сочинение 1
Содержание:
Каждый язык – это наследие предков, которое мы должны холить и лелеять, бережно пользуясь им и аккуратно передавая потомкам. Каждый новый век, каждое следующее поколение привносят в язык что-то свое, иногда хорошее, нужное, иногда – бесполезное, мешающее. Именно поэтому часто говорят об экологии языка.
Что же это? Экология языка немного похожа на экологию в том смысле, в каком мы привыкли о ней говорить, но все-таки у них есть и различия: обе они заботятся о чистоте, только экология занимается вопросами чистоты окружающей среды, природы, а экология языка – вопросами чистоты языка. Результаты ее трудов нельзя увидеть невооруженным глазом, но как же легко заметить их, когда ты знаешь литературный русский язык и свободно пользуешься им!
Русский язык всегда был подвержен всевозможным «загрязнениям», но в последнее время особо страдает он от многочисленных иноязычных заимствований, которые, если вдуматься, не всегда оказываются необходимы. Они нужны, чтобы обозначать реалии, которые появляются в нашем мире с его развитием, если, конечно, у нас нет собственного слова для обозначения новой вещи или явления (к таким, например, относятся такие слова, как «компьютер», «автобус», «микроскоп», «фотография» и многие другие). Но ведь часто случаются ситуации, когда слово существует, но зачем-то мы наравне с ним используем и заимствование. Примеров подобного можно привести много, но и среди них есть разные: так, к примеру, слово «лаконично» в качестве синонима слова «кратко» свободно вошло в наш язык, стало часть его лексики, но ведь существует и огромное количество ненужных, загрязняющих лексическую систему слов.
Проблема чистоты языка волнует большое количество людей, что мы видим в том числе и в интернете: существует ряд шуток, в которых исконные или, по крайней мере, давно прижившиеся в русском языке слова заменяются новыми, вошедшими в него недавно, портящими его. Обилие заимствований, который в больших количествах смотрятся нелепо, вызывает комический эффект, но, если вдуматься, этот комизм отдает некой грустью: ведь многие люди действительно выражаются именно так, не «по-русски»! Русским блюдам находятся чужие названия, придумывают миллионы слов для обозначения разных видов одной и той же одежды и так далее.
Русский язык – язык великих писателей и ученых, известных всему миру. Его история насчитывает столетия, так давайте же бережно относиться к языку, беречь его и не допускать его загрязнения!
Сочинение 2
Как известно, человек обитает в пространстве собственного языка. Проще говоря, люди используют слова, для того чтобы описывать мир, соответственно, какими словами этот мир описывается, таким и предстает в уме. Многие не обращают внимания на этот факт, но он имеет существенное значение.
Язык также представляет собой живой организм, который развивается, меняется и во многом от людей, которые языком пользуются, зависит дальнейшее развитие. С каждым годом появляются какие-то новые слова для описания мира, какие-то исчезают, некоторые остаются устойчивыми. Так или иначе, все эти процессы подобные существованию живого организма, определяют тот мир в котором люди живут.
В этом смысле экология языка и русского языка в частности, который нам наиболее близок, является более чем значимым аспектом. Если говорить сравнениями, то во многом от носителей языка зависит, где они будут обитать в тухлом болоте или красивом саду. Продолжая сравнение, возможно представить себе речь забулдыги, который произносит в основном только ругань и речь образованного поэта или философа, который обнаруживает тонкие и красивейшие грани этого мира, способен невероятно точно различать разнообразные феномены, давать точную оценку действительности при помощи собственной речи.
Безусловно, второй просто заботится об экологии своего языка, он занимается поиском чего-то нового и интересного, не забывает очищать свой сад от различных загрязнений, в общем, поддерживает нормальную экосистему. Люди менее сознательные или менее развитые, как правило, этим не занимаются. К примеру, молодежь нередко подхватывает слова-паразиты (кстати, выражение в очередной раз намекает на живость языка) которые использует практически повсюду и тем самым обедняет язык, портит экологию.
Безусловно, не следует чрезмерно опасаться заимствований и новых слов, но нужно следить за экологией и знать, где, говоря сельскохозяйственной терминологией, высаживать те или иные растения. На самом деле экология языка является экология сознания, культуры, мира в целом. На данный период именно структурированная и наполненная смыслами речь отличает людей от животных.
Сочинение 3
Экология языка, получается, защита его от всяких разрушающих влияний, это его сохранение и развитие. Этим должны заниматься, как говорится, специально обученные люди – лингвисты… Но они должны этот процесс направлять, а там и мы (обычные люди) должны принимать в нём участие.
Тут всегда вопрос в том, где граница между развитием и пагубным влиянием. То есть, вот приходит в язык новое слово – это обогащение языка или его засорение, разрушение? Например, я слышал, что во Франции за слово английское, которому есть синоним в языке, на телевидении и радио штрафуют. Французов, конечно, а не иностранцев. А то забыл пару слов в эфире – тебе счет выставят страшный! Нет, ту дело в сохранении языка. Там в эфире не услышишь, как у нас через слово «инглиш», как сейчас модно. Весьма это глупо звучит, так как люди хотят что показать – что они знают иностранный? Знают, допустим, пару слов, но на забывают свой, засоряют его.
Когда приходит новое слово, то, наверное, не нужно придумывать «говорящее зеркало» вместо телевизора. Но, кстати, где-то в Финляндии, кажется, так и делают. Все «международные» слова там у них звучат по-своему. Уж не знаю, кто их там придумывает – специальная комиссия что ли…
Но это крайности, видно. Нужно, если слово новое, то брать его. У нас в языке столько слов иностранных. Да ещё таких, про которые никогда не скажешь, что они чужие. Они уже склоняются-спрягаются, звучат так по-русски, но нет… Так что язык тоже надо обогащать, но с умом. Ему ж тоже нельзя «закисать» в изоляции!
Ещё язык нужно защищать от самого себя. К примеру, от мата… Мат, всё-таки, нужен – для эмоций, для какой-то ситуации… когда кирпич на ногу уронил! Но разговаривать на неё не совсем правильно. Что ты тогда скажешь, когда кирпич на ногу упадёт? Вот, беречь бы его от лишнего использования.
Язык он живой – он меняется, развивается. Нужно отражать это в словарях, где записывают нормы. Они ведь тоже меняются, но иногда отстают… То есть – никто так не говорит уже, а в словаре всё строго… Ещё нельзя забывать, что у языка разные стили есть, есть жаргон, есть речь профессионалов. Это словечки для своих людей, иногда совсем секретные, поэтому они тоже не должны смешиваться с обычным языком.
Так, для развития языка должна быть общая культура чтения, письма, написания. В принципе, что нам в школе и прививают. Писатели должны хорошо работать над своими произведениями. И дикторы должны хорошо выступать.
Вот, так я считаю.