Сочинение на тему: Сергий Радонежский

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Сергий Радонежский. Используйте наши примеры для написания своего сочинения на урок в школе.

Вариант 1

Сергий Радонежский. Жизнь – подвиг

Точная дата рождения Сергия неизвестна. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда народ русский постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом, начинал различать забрезживший свет освобождения и набирался сил для решительной битвы, а затем и одержал победу на Куликовом поле.

Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи. Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. Явившись на свет, младенец не хотел брать грудь, если мать ела мясо, и принудил её поститься.

Учение давалось отроку трудно – до того дня, когда он встретил святого старца под дубом, пожаловался ему, что грамота не идёт. Старец дал ему кусочек просфоры: отведав её, мальчик сразу же обрёл знание и стал читать книги и петь псалмы. В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Ко всему прочему, он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил «как будто в печали», часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.

Вместе со старшим братом Стефаном Варфоломей уходит из дома. Они несколько лет проводят в уединенном месте, построив деревянную келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Позднее Стефан уехал и постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.

Однако затем Сергий стал пустынножителем, то есть одиноким монахом. Это было недалеко от Москвы, в глухом необитаемом и непроходимом лесу. Подобно другим пустынножителям, Сергий искал полного уединения и тишины, отречения от мира. Его не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога и углубление в самого себя, коленопреклоненные ночные молитвы, труд на маленьком огородике занимали все время его жизни на Маковце (так называлось возвышенное место, им выбранное). И длилось это несколько лет.

А потом стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности. Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь. После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря. Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…

Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную. Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона обрядов. Главное было в напряженной работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся. Монахи исполняли пять церковных служб в сутки, а в дополнение к ним молились еще по кельям. Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет. Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера великого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах.

С увеличение числа монахов стало не хватать воды. Сергий нашел в лесу канаву с водой, стал молиться над ней – и внезапно забил источник. Много раз приходилось ему вести борьбу с бесами, искушавшими его самого и других. С помощью молитв он одерживал над ними победу. Кроме того, приходили Сергию чудесные видения. Однажды явилась ему Богородица в сопровождении Петра и Иоанна – в сиянии света, сильнее солнечного и промолвила: «Избранник мой, не пугайся, это я пришла к тебе, услышав молитву твою об учениках твоих».

Был в жизни Сергия момент, когда он оставил свою обитель, почувствовав опасность разлада в ней. Он снова уединился в глухом месте, поставил келью, а вскоре выросла здесь церковь и возник монастырь. Сергия охватило желание создавать новые монастыри, возглавлять которые стали его ученики Андроник, Симон и другие. Для народа вовсе не было тайной, что именно Сергий стоял в центре этой громадной плодотворной работы. Легенды окружали имя Сергия на Руси, хотя он не был громким проповедником. Знавших его он поражал своей «тихостью». Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, предпочитал приводить живые примеры, рассказывать притчи.

Будет уместным сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы. Он поддерживал князя Московского Дмитрия Ивановича в его деятельности по укреплению Москву и превращению ее в будущий центр Руси. Несколькими годами позже смирил Бориса, захватившего нижегородский престол. Особенно успешной была его миссия в Рязань, целью которой было установление между князем Рязанским Олегом и князем Московским Дмитрием вечного мира.

И, конечно, главный след его деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, оставив Москву в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в Троицев монастырь получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству. Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление и сам как бы заявил об участии в нем: с князем отправились два инока – Пересвет и Ослябя.

Вариант 2

Св. Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России.

Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому. Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с Ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России.

Да, Сергий был не только созерцатель, но и делатель. Правое дело, вот как понимали его пять столетий. Все, кто бывали в Лавре, поклоняясь мощам преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящейся здесь. Жизнь «бесталанна» без героя. Героический дух средневековья, породивший столько святости, дал здесь блистательное свое проявление.

Автору казалось, что сейчас особенно уместен опыт — очень скромный — вновь, в меру сил, восстановить в памяти знающих и рассказать незнающим дела и жизнь великого святителя и провести читателя чрез ту особенную, горнюю страну, где он живет, откуда светит нам немеркнущей звездой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector