Мы подготовили несколько сочинений на тему «Образ родины в лирике Есенина»
Вариант 1
Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Родине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а создает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о России, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоминаем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.
Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о своей жизни, о своей любви.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есенин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нельзя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране «березового ситца», как назвал ее поэт.
Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы… Есенин обладал удивительной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?». Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Судьба русской деревни волновала С. Есенина практически всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начинает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление России, но с другой стороны, почему-то с горечью признается: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной победил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноименном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбежность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину.
Вариант 2
Тема Родины становится сквозной темой для многих авторов. В творчестве С. А. Есенина она особенно полно раскрывается через образ деревни. Поэт всегда с теплотой и трепетом отзывается о русской старине, о природе и обо всем, что ассоциируется у него с детством. Несмотря на несогласие с политической реальностью России, он любит свою Родину, посвящает ей немало стихотворений.
Есенин называл себя «последним деревенским поэтом». Его тревожили судьбы простых людей и тех мест, где они жили. Автор прекрасно видел, в какой нищете живут обитатели деревней России, как сложно им вести хозяйство и справляться со всеми обязанностями. Российская деревня вымирает, потому что вымирают люди, которые не хотят уезжать во враждебный, неискренний город. Ветхие избы, истощенная земля и бедность – это деревенская реальность.
Вместе с тем поэт обращается к красотам природы, которая дарит радость и желание жить. Есенин любит чувство простора, которое появляется во время прогулок, и положительные эмоции скрашивают гнетущее положение деревенской жизни. В своем творчестве он наделяет именно деревню «русским началом», потому что здесь сохраняются культура, традиции, гармония человека с природой. И поэтому крестьянская жизнь и природа становятся центральными темами его стихотворений. Первый сборник стихов поэт называл «Радуница», и читателю предоставляется возможность не только познакомиться с рязанским селом, где родился поэт, но и вместе с ним понаблюдать за крестьянским бытом и полюбоваться пейзажами.
Вернувшись в советскую Россию из Америки, Есенин начинает чувствовать себя чужим. Деревня, какой она была при его детстве и юности, безвозвратно уходит в прошлое, она больше не является центром духовной жизни и культуры, какой он ее описывал когда-то. Она становится символом отсталости, и поэту сложно принять такие изменения. Он пишет стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», в котором есть такие строки: «И теперь, когда вот новым светом / И моей коснулась жизнь судьбы, / Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы».
Несомненно, жизнь С. А. Есенина была очень трудной, но он сумел не только сохранить в себе бескрайнюю любовь к Родине, но и передать ее своим читателям через понятные для них образы деревни и природы.