Образ Родины в лирике Есенина

Мы подготовили несколько сочинений на тему «Образ родины в лирике Есенина»

Вариант 1

Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Ро­дине. Не зря же он сказал: «Чувство Родины основное в моем творчестве». Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо­вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а со­здает самобытный образ родной природы, своей Родины. Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»

В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о Рос­сии, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоми­наем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая, не жалеют больше ни о чем.

Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о сво­ей жизни, о своей любви.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной Руси». Однако, несмотря на то, что Есе­нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нель­зя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране «березового ситца», как на­звал ее поэт.

Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах «большой» и «малой» родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы… Есенин обладал удиви­тельной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы: «Какова она, Русь? Каково ее будущее?». Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.

Судьба русской деревни волновала С. Есенина практи­чески всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, то в зрелом возрасте С. Есенин начи­нает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление Рос­сии, но с другой стороны, почему-то с горечью признает­ся: «Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». У поэта появляется «грусть за уходящее, милое, родное», боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что «конь стальной побе­дил коня живого». Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. «Я последний поэт деревни», писал он в одноимен­ном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбеж­ность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в то же время связь со своей малой родиной, которую нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывал и о родной «бревенчатой избе», которая символизировала для него малую родину.

Вариант 2

Тема Родины становится сквозной темой для многих авторов. В творчестве С. А. Есенина она особенно полно раскрывается через образ деревни. Поэт всегда с теплотой и трепетом отзывается о русской старине, о природе и обо всем, что ассоциируется у него с детством. Несмотря на несогласие с политической реальностью России, он любит свою Родину, посвящает ей немало стихотворений.

Есенин называл себя «последним деревенским поэтом». Его тревожили судьбы простых людей и тех мест, где они жили. Автор прекрасно видел, в какой нищете живут обитатели деревней России, как сложно им вести хозяйство и справляться со всеми обязанностями. Российская деревня вымирает, потому что вымирают люди, которые не хотят уезжать во враждебный, неискренний город. Ветхие избы, истощенная земля и бедность – это деревенская реальность.

Вместе с тем поэт обращается к красотам природы, которая дарит радость и желание жить. Есенин любит чувство простора, которое появляется во время прогулок, и положительные эмоции скрашивают гнетущее положение деревенской жизни. В своем творчестве он наделяет именно деревню «русским началом», потому что здесь сохраняются культура, традиции, гармония человека с природой. И поэтому крестьянская жизнь и природа становятся центральными темами его стихотворений. Первый сборник стихов поэт называл «Радуница», и читателю предоставляется возможность не только познакомиться с рязанским селом, где родился поэт, но и вместе с ним понаблюдать за крестьянским бытом и полюбоваться пейзажами.

Вернувшись в советскую Россию из Америки, Есенин начинает чувствовать себя чужим. Деревня, какой она была при его детстве и юности, безвозвратно уходит в прошлое, она больше не является центром духовной жизни и культуры, какой он ее описывал когда-то. Она становится символом отсталости, и поэту сложно принять такие изменения. Он пишет стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», в котором есть такие строки: «И теперь, когда вот новым светом / И моей коснулась жизнь судьбы, / Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы».

Несомненно, жизнь С. А. Есенина была очень трудной, но он сумел не только сохранить в себе бескрайнюю любовь к Родине, но и передать ее своим читателям через понятные для них образы деревни и природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector