Образ учителя в русской литературе

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ учителя из русской литературы. Используйте наши примеры для написания своего сочинения в школе.

Сочинение 1

В классицистической комедии о Митрофанушке, который «не хотел учиться, а хотел жениться», сатирик Фонвизин метко описал нерадивых учителей, которые отбили у ребенка всю тягу к знаниям.

Во второй половине XVIII века дворянские дети могли оставаться на домашнем обучении, учителя приходили к ним сами, а зачастую были приставлены к ребенку и проживали вместе с семьей. Из-за границы выписывали гувернеров, которые обучали дворянских отпрысков языкам и манерам. Но не всегда эти люди были компетентны.

Именно таких учителей описывает Фонвизин в образах отставного солдата Цыфиркина, ставшего учителем арифметики, семинариста-недоучки Кутейкина и кучера Адама Адамыча Вральмана, который должен был обучить Митрофана французскому. Что получилось из ученика таких педагогов, можете судить по комедии Фонвизина. А чтобы не повторять ошибок, ищите проверенных репетиторов, обращайте внимание на образование и методику педагога. Ведь хороший преподаватель ценится не только за знание своего предмета, но и за умение качественно объяснить его ребенку, а главное, заинтересовать им.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», — эти строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» стали афоризмом. Действительно, образование складывается не только из школьных уроков, но и всех прочих занятий, которым посвящает свое время ребенок. А в учителе важны его харизма и человеческие качества. Так, в романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова».

Они с главным героем тотчас поладили, хотя вместо того чтобы учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом каждый занимался своим делом.

«Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал», — писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин. Без сомнения, ребенок только порадуется, если учитель будет травить байки о собственной жизни весь урок и не задаст домашнего задания. Только вот на экзамене байки вряд ли помогут.

«Детство» Л.Н. Толстого

Во второй половине XIX века образование стало более доступным, педагогические идеи заняли умы самых разных революционно настроенных мыслителей, от Писарева до Чернышевского. Важным вопросом стало женское образование, появились Высшие Бестужевские курсы, где готовили в том числе и преподавателей. Образ учителя в литературе тоже менялся. Карл Иванович — хорошо образованный человек, профессионал, любящий преподавание и детей. Сам Толстой увлекался идеями образования, организовал школу для своих крестьян в Ясной Поляне, где вел уроки по им же написанным учебникам и отменил наказания. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Он считал, что следует развивать в детях те качества, которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Реализовать толстовский индивидуальный подход в школе сложно, с репетитором выработать персональную стратегию обучения проще. А насколько предоставлять ребенку свободу творчества, которая в перспективе разовьет его потенциал, — это выбор каждого родителя. Главное, не переборщить и не избаловать.

«Географ глобус пропил» А.В. Иванова

Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, нестандартный подход в современной школе — проблематика романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году.

Виктор Служкин, которого в одноименном фильме Александра Велединского сыграл Константин Хабенский, — уволенный из НИИ молодой ученый, который устраивается работать учителем географии в школе, но сталкивается с отсутствием заинтересованности подростков-учеников в предмете.

Как мотивировать учиться детей, которых беспокоят совсем другие проблемы личного характера? А главное, как заслужить их уважение, авторитет?

Не всегда дисциплину можно установить традиционными методами оценок и наказаний, в современной школе нужно исходить из доступных возможностей, как сделать предмет интересным и актуальным.

Сочинение 2

Учитель – это тот человек, который встречает нас еще в действе, когда мы только-только заканчиваем детский сад, и провожает нас во взрослую жизнь, когда мы заканчиваем школу. От того, какие учителя будут окружать нас в течении этого времени зависят не только воспоминания о годах, проведенных в школе, но вся наша личность в целом, поскольку она формируется именно в подростковом возрасте. Именно из-за огромной важности учителей в жизни каждого из нас, тема учителей и их работы, их влияния на учеников, процесс социализации и формирования личности человека, так популярна в отечественной литературе.

Когда разговор заходит об учителях в русской литературе, одним из первых произведений, которое вспомнят большинство из нас, является рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Главный герой «Уроков…» испытывает трудности из-за бедности его семьи. Дабы хоть немного заработать мальчик начинает играть в некую азартную игру – «чику». Причем делает он это не из жадности или желания заработать деньги, а из простого голода. Это замечает одна из учительниц, которая пытается помочь мальчику, но попытки просто накормить его проваливаются. Тогда она обучает его игре своего детства «пристенку», в которой герой может, как кажется ему, честно зарабатывать у учительнице деньги, выигрывая их в «пристенке». И это всё даже несмотря на то, что за такие «уроки французского», на которых учительница играет в азартные игры со своим учеником, сулят ей лишение должности и всеобщий позор. Таким образом, в данном произведении автор показывает учительницу как смелого наставника, который готов рискнуть своим социальным и материальным положением, лишь бы помочь мальчику «выбиться в люди» и не остаться жить в голоде и нищете.

Раскрытию образа учителя в глазах учеников, посвящено так же еще несколько произведений двадцатого века. Например, рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Учитель там – «главный затейщик, агитатор и пропагандист в деревенском клубе», он не просто педагог, который даёт детям знания о мире, в котором они живут, он настоящий наставник, который приобщает детей к наиболее важным ценностям общества, а так же организатор досуга детей – танце, сценок, представлений в сельском клубе.

Еще один пример мы можем найти в произведении Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Харлампий Диогенович, школьный учитель математики, будучи строгим педагогом, на уроках которого «образцовая тишина» не является жестоким тираном. Он искренне любит детей и свою работу, поэтому, он заставляет их учиться не криками и двойками. Он поступает изящнее и более действенно – не готового к уроку ученика ожидают шутки. Например, над главным героем учитель подшучивает из-за его трусости. И хоть оделяет это любя, чтобы не навредить детской психике, смех одноклассников является лучшим мотиватором, который заставляет героя учиться и бороться со своей трусостью. Именно такой учитель в русской литературе, по мнению Фазиля Искандера – любящий, но строгий наставник.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector