Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по рассказу — Песчаная учительница. Используйте этот материал для написания сочинений на урок литературы и подготовки к ЕГЭ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент
Содержание:
«Ямы» встречаются в жизни каждого, но зачем о них думать, когда есть «приключения»? «Ямы» — испытания, сложности и неудачи, которые встречаются на жизненном пути. Причем они могут быть такой силы, что эмоциональное и физическое состояние человека очень сильно страдает и изменяется. Важно именно в этот момент, когда, кажется, что боль захлестнет тебя с головой, не опускать руки и идти только вперёд, а помогут в этом «приключения». «Приключение» — то самое счастье, которое необходимо уметь различать в каждом дне, пусть даже сером и мрачном, ведь только «приключения» способны раскрасить жизнь яркими красками.
Так, в рассказе Платонова “Песчаная учительница” главная героиня не опустила руки, когда на её пути встретилась “яма”. Нарышкина за два года своего проживания в пустынном селе смогла превратить его в зеленеющее место. Люди сажали злаки, кое-где была трава, жизнь вернулась к ним. Но на третий год произошло несчастье, которое могло бы остановить Марию, заставить отступить. Кочевники, проезжавшие мимо, накормили своих лошадей всем тем, что так долго и упорно выращивали люди, ничего не осталось. Именно в этот момент главная героиня, согласившись переехать в другое село, не думает о том, что всё это было зря, она знает, что если сейчас она поедет к кочевникам, то сможет предотвратить следующие разорения сёл. “Ямы” встречаются на пути, но если не отступать от своей цели, то никакие препятствия не страшны.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (аргумент)
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
Книга про меня — аргумент
Рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила дух крестьян – Платонов говорит об этом прямо. Они не способны ничего вырастить ничего.
Тема ценности труда раскрывается перед читателями в произведении. Мария организовывает в селе посадку зеленых насаждений, систему орошения. Я прекрасно понимаю, почему голодное население Хошутово с большим уважением после этого стало относиться к учительнице: ведь она помогла им одолеть пески. Люди, как и думала Мария, теперь пошли за ней, как за лидером. Ранее пустовавшая школа заполнилась местными жителями: как детьми, так и взрослыми. Они с большим вниманием слушали юного педагога и впитывали знания. Говорят, Андрей Платонов написал образ героини “Песчаной учительницы” со своей собственной жены.
Будучи еще невестой, она надолго уезжала в деревню, боролась там с безграмотностью. Ее труд, как и труд литературной героини Платонова, принес много пользы. Однозначно эта книга находит отклик в моей душе, а также среди других читателей.
Что такое верность профессии? — аргумент
На мой взгляд, одним из главных положительных качеств человека является преданность своему делу, профессиональному долгу. Верность профессии — это самоотдача, самопожертвование и бескорыстное исполнение своих обязанностей. Если человек по-настоящему предан своему делу, то он исполняет работу не ради собственной выгоды, а во благо людей, старается нести в мир добро, свою помощь, быть полезным обществу.
А. П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина, окончившая педагогические курсы, была направлена в село Хошутово, почти полностью занесенное песками. Героиня наблюдала бесполезный труд людей, расчищавших песчаные заносы, бедность и отчаяние крестьян. Ученики посещали ее уроки редко: хлеба в селе почти не было, дети голодали. Людям было важно принять чью-либо помощь, следовать за тем, кто способен был бы одолеть пески. Поначалу веселая и мужественная, растерялась. Она не понимала, что делать ей в вымирающем селе. Но героиня, подчеркивает Платонов, берёт себя в руки, осознает, что в земской школе на данный момент главным предметом должно быть обучение борьбе с песками. Благодаря учительнице в поселении появились орошаемые земли, сосновые питомники. Шелюга дала крестьянам прутья, из которых они научились плести корзины и мебель, что приносило им доход. Уроки Нарышкиной стали посещать не только дети, но и взрослые, Хошутово ожило. К сожалению, на третий год село подверглось набегу кочевников. Они уничтожили зеленые насаждения, выпили всю воду. Но и тут мы наблюдаем твердость характера героини — она решает поговорить с вождем кочевников и понимает, что они не виноваты, это их родная земля. Мария Никифоровна отправляется в округ с докладом.
Ей предлагают обучать и кочевников культуре песка, и она не может отказать. Автор обращает наше внимание на твердый духовный стержень своей героини, её самоотверженность. Мария Никифоровна понимает, что загубит свою молодость среди кочевников, но ей не безразлична судьба двух народов, живущих в пустыне. Она хочет им помочь и жертвует своей жизнью ради других. Это ли не проявление верности своему профессиональному долгу «песчаной учительницы»!
Мечта и реальность — аргумент
Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.
Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.
Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.
Надежда и отчаяние — аргумент
Главная героиня рассказа — двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.
К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание? Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю. Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром. А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей заработка.