Сатира в комедии «Недоросль» — сочинение

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — сатира в комедии Фонвизина «Недоросль». Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Денис Иванович Фонвизин являлся известным русским литератором эпохи правления Екатерины Великой. Именно Фонвизин стал создателем бытовой комедии в России. Одним из главных произведений Дениса Ивановича является пьеса «Недоросль», которая остаётся одной из актуальных книг в наше время. Фонвизин был глубоко убеждён в необходимости просвещения и образования, как и все мы. Свои убеждения писатель подкрепил аргументами из реалий, которые его окружали. Работу над созданием комедии «Недоросль» Фонвизин завершил в 1782 году. Данное произведение было создано в духе классицизма. В нем автор мастерски раскрыл очень важные проблемы. В этом ему во многом помогли сатирические элементы. Рассмотрим поподробнее, какие функции выполняет сатира в комедии «Недоросль».

Сатира отображает и высмеивает человеческие пороки. Для этих целей Фонвизин создал клишированных героев, образы которых воплощают глупость и никчемность. Их речевая характеристика обусловливает комический эффект. Безграмотные и грубые слова из уст помещиков звучат очень смешно, нелепо и в то же время заставляют задуматься о том, что так быть не должно. Также сатирический посыл выражает гротеск. Например, Скотинин отличается преувеличенной любовью к свиньям, а Митрофан настолько глуп, что в это верится с трудом. Стоит обратить внимание и на говорящие фамилии. Простаковы произошли от слова «простак», означающего наивного, недальновидного и глупого человека, которого легко обмануть. Действительно, герои оторваны от реальной жизни, они совершенно не разбираются в ней. У них все «просто»: не хочет Софья замуж — похитим и заставим, нужно платить жалование учителям — обманем и так далее. Во всем этом герои не видят никаких проблем и сложностей. Присутствие сатиры в произведении «Недоросль» свидетельствует о том, что оно относится к жанру комедии. Именно сатира выступает основным средством выявления настоящих человеческих пороков.

Рассмотрим образы героев поподробнее, чтобы выявить все сатирические приемы писателя. В образе Митрофана писатель изобразил глупого и смешного человека. На первый взгляд, читателю может показаться, что персонаж является бессмысленным и бесполезным в произведении: он мало действует, почти всегда скрывается за спиной матушки. Однако именно благодаря ему читатель без особых затруднений осознаёт, на каких человеческих пороках и ошибках писатель делает акцент. Главный герой не отличался стремлением к учёбе и труду, благодарностью и благонравием, скромностью или хотя бы каким-то положительным качеством. Митрофанушка стремился только к женитьбе, и даже это желание опошлено глупцом и не осознанно. В образе Митрофана перед читателем предстаёт неуклюжий и невежественный человек, состоящий из одних недостатков. Все его слова вызывающе безграмотные и грубые, все поступки не по возрасту и не по статусу. Этот сатирический гротеск убеждает нас в необходимости просвещения, ведь без него личность деградирует до уровня Митрофана.

Автор использует элементы сатиры и в описании образов родителей персонажа. Так, Денис Фонвизин высмеивает чрезмерно властную натуру госпожи Простаковой. Деспотический характер героини делает ее речь и поведение нелепыми. Грубая речь госпожи свидетельствует об отсутствии у нее воспитания и элементарного уважения к окружающим. Ей опять же не хватает просвещения и благонравия. Супруг госпожи Простаковой вызывает неприязнь у читателей из-за своего постоянного заискивания. Используя прием сатиры, автор высмеивает манеры поведения этого героя. Скотинин выглядит нелепо из-за своей чрезмерной жажды наживы. Герой, не испытывая никаких чувств к девушке, желает получить ее состояние. И свиньи в этом состоянии его интересуют больше всего. И фамилия, и склонность персонажа наталкивают нас на мысль о сопоставлении героя и его любимых животных. Как и свиньи, Скотинин не отличается чистоплотностью и разборчивостью: он готов потребить все, что только есть на свете, не разбираясь в тонкостях. Такие сатирические параллели тоже являются комическими средствами в пьесе.

Можно заметить, что Денис Иванович очень тщательно поработал над каждым образом в своем произведении. Писатель сумел мастерски разоблачить пороки и недостатки своих персонажей. Автор ввёл в произведение элементы сатиры не для того, чтобы подчеркнуть весёлую атмосферу, а показать весь трагизм сложившейся ситуации. Фонвизин продемонстрировал читателю, как за смехом скрываются невежество, скупость и тирания. Несомненно, отсутствие образования привели к развитию этих негативных качеств у героев. Писатель смог вызвать у читателей заинтересованность благодаря сатире, но главная идея состоит в дидактическом влиянии пьесы на современников.

Сочинение 2

Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.

Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли. Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.

Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.

Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.

«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.

Сочинение 3

О том, что произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедии, свидетельствует присутствие в ней сатиры. Сатира – это то оружие в руках писателя, которое позволяет выявить настоящие человеческие пороки и дать им оценку.

На первый взгляд, образ одного из главных героев — Митрофанушки выглядит только смешным и глупым, наводит на мысль о бесполезности в произведении. Создается впечатление, что он является отрицательным ненужным героем. Однако именно в нем сосредоточено много сатиры, благодаря которой читатель понимает, на какие ошибки в поступках и мыслях этого героя указывает автор произведения. Стремление жениться, не имея образования, желания учиться, лень – основная его характеристика. Митрофан выглядит глупым, неуклюжим. Его пороки, на которых автор акцентирует внимание с помощью смеха, является примером того, как не нужно поступать в жизни, чего нужно избегать.

Родители Митрофанушки также наделены теми качествами, которых автор предлагает избегать. Он неустанно высмеивает стремление госпожи Простаковой иметь власть над окружающими, что делает ее поступки и речь нелепой. Отсутствие воспитания проявляется в ее грубой речи и неуважении женщины к тем, кто ее окружает.

Постоянное заискивание супруга Простаковой вызывает неприязнь к этому герою, заставляя высмеивать его манеры поведения. Указывая на жажду к наживе Скотинина, автор делает его посмешищем, так как вместо искренней любви к девушке он стремится лишь завоевать ее состояние.

Работая над образами героев, автор комедии разоблачает их недостатки, подчеркивает не веселую атмосферу, а трагическое положение дел. Писатель старается показать, что за смехом скрывается настоящая тирания, невежество и жадность. Все эти качества процветают в героях из-за отсутствия образования. Для этого автор использует фразы, говорящие фамилии, манеры, чтобы вызвать у читателя смех, заинтересованность, заставить задуматься.

Таким образом, Д. И. Фонвизин предлагает читателю окунуться в мир смеха, после чего получить представление о пороках главных и второстепенных героев. Именно так работает использование сатирических приемов, благодаря которым в героях выявляется отсутствие интереса к образованию, воспитанию, стремление к наживе. Все это позволяет читателю оценить развитие общества той эпохи, уровень образованности людей, исправить ошибки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector