Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — вот злонравия достойные плоды. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.
Сочинение 1
Содержание:
«Вот злонравия достойные плоды». Этой фразой заканчивается комедия писателя-сатирика Д.И. Фонвизина. Комедия написана в стиле классицизма с соблюдением всех требований данного направления. Это ярко выраженная мораль, положительные и отрицательные герои, соблюдение трёх единств. Чиновник Правдин, приехав в имение к помещице Простаковой, расследует факты злодеяний, которые бесчеловечная крепостница допускала по отношению к своим «подданным», крепостным крестьянам, «людям». Про её жестокость и злонравие становится известно в «правительстве», то есть в официальных кругах.
Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи.
Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных. Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых. Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов. «Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.
Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства. Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием». Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он.
Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!» Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!» Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России.
Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».
Сочинение 2
Фонвизинская комедия «Недоросль» заканчивается следующим выражением: «Вот злонравия достойные плоды!».
Данную фразу произносит Стародум, один из положительных персонажей комедии. Автор помещает к этой фразе ремарку, которая показывает, что Стародум, произнося свои финальные слова, указывает на госпожу Простакову. В комедии показано, что перед финальными словами комедии фразу произносит госпожа Простакова: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!».
На протяжении всего повествования демонстрируется злонравие госпожи Простаковой. Героиня, являясь главой семейства Простаковых, принимает все решения, касающиеся дальнейшей жизни всей семьи. Госпожа Простакова неуважительно относится к своим слугам, которые многое делают для нее, не уважает героиня даже собственного мужа. Правдин, став свидетелем того, что в доме Простаковых царит грубость, жестокость и несправедливость, делает все, чтобы госпожа Простакова понесла за свои поступки наказание. Правдин становится опекуном владений Простаковых. Именно поэтому госпожа кричит, что у нее отняли ее власть. Несомненно, госпожа Простакова не может мириться с тем, что у нее отобрали власть. Как представительница дворянского сословия ей стыдно показываться на глаза других людей, ведь теперь они будут знать, что она лишена своей неограниченной власти.
Но большее несчастье, с которым пришлось столкнуться госпоже Простаковой, заключается в том, что она увидела истинное отношение Митрофанушки к ней. Фраза сына «Да отвяжись, матушка, как навязалась» задевает душу госпожи Простаковой. Единственный человек, к которому она проявляла всю свою любовь, – Митрофанушка, и тот не поддержал ее в трудную минуту. Госпожа Простакова страдает от того, что она фактически лишилась того, что было ей дорого больше всего на свете, – сына.
Неограниченная власть и любовь к сыну – это то, что делало госпожу Простакову счастливой. Она оказывается лишена и того, и другого. Поэтому она и говорит, что совсем погибла. Госпожа Простакова приходит к полному несчастью.
Фраза Стародума выглядит как обращение к госпоже Простаковой. Герой хочет показать ей, что к такому результату она пришла из-за собственных решений. Если бы госпожа Простакова справедливо управляла своими владениями, не применяла жестокости и грубости по отношению к своим слугам, то власть бы у нее никто не отобрал. Если бы она правильно воспитала сына, он бы от нее никогда бы не отказался, он бы никогда не стал ей грубить. Стародум говорит госпоже Простаковой, что полученные ею результаты – это «плоды» ее злонравия. Причем появление таких «плодов», по мнению Стародума, справедливо. Госпожа Простакова получила то, чего она заслуживала. Слова Стародума по смыслу очень схожи с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь». Автор комедии обращает читательское внимание на то, что человек рано или поздно получит по своим заслугам.
Финальные слова Стародума становятся обращением к зрителям и читателям. В них выражена позиция самого автора. Д.И. Фонвизин показывает, что жестокость, слепая любовь, стремление к власти и неспособность видеть значение образования и воспитания в жизни человека приводят к негативным последствиям. Драматург показывает, что поступки людей, подобных госпоже Простаковой, рано или поздно приведут к несчастью.
Сочинение 3
«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.
Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.
Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.
Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания.
Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой. Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», – это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.
Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.
Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи. Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем.
Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.