Анализ стихотворения — «Средь шумного бала» (Л.Н.Толстой)

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Л.Н.Толстого — «Средь шумного бала». Используйте наш материал для написания сочинений в школу и успешного выполнения заданий по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.
• Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.
• Композиция – Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части – читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.

• Жанр – Лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.
• Эпитеты – «шумный», «мирской», «звонкий».
• Метафоры – «тайна покрывала черты».
• Сравнения – «дивно звучал, как звон отдаленной свирели».
• Инверсия – «часы одинокие», «стан тонкий».

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение посвящено Софье Миллер, замужней даме, с которой граф Толстой познакомился на одном из балов. В строках произведения автор пытался передать свои ощущения и чувства, испытанные при появлении этой женщины в его жизни. Позднее стало известно сплетникам Санкт-Петербурга о любовном романе 33-летнего графа и этой женщины, несмотря на наличие у нее мужа.

Главная тема стихотворения

Стихотворение открывает перед читателем атмосферу шумного бала. Среди большой толпы автор рисует образ женщины, которая держится обособленно, и таит в себе какую-то загадку, которая заинтересовала лирического героя. Поэт был в восторге от красоты и задумчивого, романтичного вида новой знакомой, и именно об этом рассказывает он далее в строках стихотворения.

В произведении подчеркивается идеализированная возлюбленная, и поразительное сочетание грусти в глазах и веселого, радостного голоса. Автор еще не знал на тот момент, что женщина на самом деле скрывает некоторые свои постыдные поступки, которые имели место быть в прошлом, потому склонен рисовать романтичный и нежный, идеализированно чистый и светлый образ.

Более того — именно в этом стихотворении граф пишет свое первое признание в любви для Софьи, и признанием завершается произведение. На словах о любви к прекрасной новой знакомой автор ставит точку, отмечая, что эта встреча была поворотным моментом в его жизни.

Структурный анализ стихотворения

Для описания девушки поэт использует множество различных эпитетов, которые можно отнести к классическим ноткам, характерным для выражения чувства влюбленности в первые дни встречи с объектом страсти: «дивно», «печально», «тонкий стан», «задумчивый вид», «в моем сердце звучит». Автор делится также тем, что засыпает с мыслями о возлюбленной, и откровенничает о своих ощущениях, связанных с воспоминаниями о девушке.

Произведение представляет собой 5 четверостиший, в которых использована наиболее распространенная перекрестная форма рифмы. Для подчеркивания образа использовано множество противопоставлений, на контрасте которых автор демонстрирует, насколько сильные переживания вызвала у него данная встреча.

Нужно отметить, что на балу поэт видел Софью лишь в маске, именно потому большое внимание он в стихотворении уделяет выражению ее глаз и невероятному смеху и голосу. Этот факт наложил определенный отпечаток на произведение. Стихотворение относится к классической любовной лирике, и содержит, скорее, не фактические какие-то сведения о сюжете и героях, а глубокие душевные переживания непосредственно самого поэта!

Вывод

Лирическое стихотворение стало важным в судьбе самого графа Толстого. Несмотря на то, что вскоре он узнал историю соблазнения девушки известным ловеласом, и гибели ее брата после этого на дуэли с ее обидчиком, граф не отказался от своих признаний. Уже вскоре он имел возможность поговорить с Софьей, и узнал, что она пытается добиться развода от супруга. Этот факт дал ему надежду на счастье, и тогда же он поклялся ждать столько, сколько будет нужно, передав стихотворение с признанием возлюбленной.

Через 7 лет пара все же поженилась, и они счастливо прожили 20 лет. Софья продолжала оставаться его музой, вдохновляя поэта на новые произведения. Можно сказать, что стих судьбоносный, и имеет большое значение при изучении биографии графа Толстого!

Вариант 2

«Средь шумного бала…» — стихотворение, которое можно назвать сокровищницей творчества поэта, ведь в нем раскрываются наиболее близкие темы для души Толстого. Оно пронизано ощущением мгновения любви, чистым и проникновенным образом любимой поэта, неповторимыми и глубокими чувствами, которые испытывает лирический герой к своей возлюбленной.

Композиция и выразительность стихотворения

Построение этого стихотворения нельзя назвать сложным. Оно состоит из двух частей, на первый взгляд они кажутся не совсем совместимыми, но все же между ними есть крепкая, явно ощутимая связь. В первой части стихотворения мы можем увидеть бал и впечатление героя от возлюбленной, а вторая часть посвящена переживанием героя, его внутреннему миру и душевным озарениям.

Герой сомневается в самом себе и в своих чувствах, это – наиболее переломный момент его жизни. Толстой умудряется раскрыть все психологические состояния лирического героя и его открытость сердца и души. Мы видим личность героя с разных сторон, причем Толстому удается показать это с помощью простого слога и простых образов.

Стихотворению «Средь шумного бала…» присущи контрасты и противопоставления, которые создают насыщенное яркими переживаниями настроение и помогают с точностью изобразить чувства героя. Желая подчеркнуть таинственный образ своей избранницы, Толстой использует такие противоречивые сочетания слов, как «грустный смех», «одинокие часы», «тревога мирской сеты». По звучанию стихотворение очень музыкально и выразительно, что подчеркивает глубокую и душевную тему лирики. Толстой использует перекрестную рифму, которая придает композиции и звучанию стихотворения органичность.

Образность «Средь шумного бала…»

Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы. Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем. При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать – это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

История возникновения стихотворения

Возникновение стихотворения «Средь шумного бала…» обусловлено реальной историей в жизни Алексея Толстого. В январе 1851 года он встретил Софью Андреевну Миллер на маскараде Большого театра. И с того времени множество его любовных стихотворений были посвящены ее незаурядному образу и удивительной натуре. О ней говорили, как о невероятной женщине – образованной и оригинальной, умной, обладающий тонким чувством прекрасного.

Вариант 3

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе. На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

Знакомство со столь незаурядной женщиной настолько впечатлило поэта, что он сразу же написал стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Однако перед Толстым стояла серьезная преграда – его избранница оказалась замужем. Прежде, чем Софья Миллер получила развод, влюбленным в течение семи лет пришлось быть главными героями сплетен и пересудов. Но, несмотря на все преграды, Софья и Алексей обвенчались, и прожили в счастливом браке 20 лет. Миллер стала для поэта не только любимой супругой, но и музой, всегда вдохновлявшей его на написание новых произведений.

Тема

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.
Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Композиция

Произведение состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.
Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.
Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стихотворение приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя.

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния. В стихотворении встречаются метафоры («тайна покрывала черты»), сравнения («дивно звучал, как звон отдаленной свирели»), инверсия («часы одинокие», «стан тонкий»), но больше всего в произведении эпитетов («шумный», «мирской», «звонкий»).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector