«Целый мир от красоты» — анализ стихотворения Фета

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Фета — «Целый мир от красоты». Используйте наш материал для написания сочинений на урок литературы.

Вариант 1

Есть разные концептуальные воззрения на природу мира и человека. Многие из них связаны с религиозными концепциями, другие представляют собой просто домыслы, основанные на различных исследованиях ученых или философских концепциях. Кто-то считает природу человека изначально негативной и в этом нередко сходятся и религиозные люди и атеисты, которые считают человека греховным после исхода из Эдема или злобным животным после своей эволюции, соответственно.

Однако, если взять поэтический взгляд, духовное видение мира, то оно заключается в видении красоты. Безусловно, красоту в какой-то степени создает человек, который стремится увидеть нечто красивое во всем, но разве этот факт имеет значение? Особенно, если в действительности красота простирается повсюду и кажется весь мир наполнен красотой.

Стихотворение Фета Целый мир от красоты предлагает порассуждать на эту тему, оно довольно лаконично и даже короче типичных фетовских 3-4 строфных лирических произведений. Как видно, в этих строках автор запечатлел плоды длительных раздумий, собрал множество мыслей в простые и лаконичные умозаключения.

Хотя, быть может и не следует называть эти слова умозаключениями, они не совсем заключают ум куда-то даже наоборот, наверное, освобождают или призывают к освобождению. Ведь возносят до довольно высоких пределов. Призыв посмотреть в вечность и осознать собственную вечность – в этом обращение поэта к читателю.

Работа поэта, его деятельность заключается в поиске красоты, но, понятное дело, такая работа никогда не может увенчаться тотальным и окончательным достижением этой цели. Стихи поэта могут уловить красоту подобно песку, который стекает сквозь пальцы. Каждое стихотворение – именно такой феномен, где красота, тот самый песок, который в форме слов стекает через пальцы нашего ума, который пытается ухватить нечто такое не поддающееся полному определению и фиксации.

Со временем об этом понимает практически каждый более-менее стоящий поэт. Весь мир – суть красота, он наполнен красотой без начала и конца. В свою очередь человек – только песочные часы без верха и донышка, через которые течет этот поток песка-красоты, об этом и пишет, вероятно, Фет: «Хоть не вечен человек, то, что вечно,— человечно».

Вариант 2

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Вариант 3

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, – человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector