«Еду ли ночью» — анализ стихотворения Некрасова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Некрасова — «Еду ли ночью». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Вариант 1

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н.А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в рус­ской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада.

Н.А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына. Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело. Всю от­ветственность этого поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке же­ны. «Случай нас выручил? Бог ли помог?» — наивно спраши­вает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову: «Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был…». Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались. «Где ты теперь? С нищетой горемычной злая тебя сокрушила борь­ба?

Или пошла ты дорогой обычной И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя?» — все эти вопросы, сконцен­трированные в последней строфе стихотворения, так и оста­нутся без ответа. Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней слова­ми: «Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Обращение «друг» подчеркива­ет, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине. Созвучные эпитеты «беззащитный, больной и без­домный» усиливают трагическое звучание фразы.

Судьбу героини произведения, к сожалению, можно счи­тать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание» прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой. В одном из ее раз­говоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полячка в скором времени тоже должна будет повторить пе­чальную судьбу Сонечки.

Обилие отрицаний («с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной», «он не смолкал», «слез безрас­судных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем»). Эти отрицания придают негативную окрашенность художест­венной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь). Злоба, угрюмство — вот настроение, которое может породить подобная атмосфера. В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно ос­новной мотив произведения — беззащитность, безысходность.

Примечательно, что весь сюжет произведения разворачи­вается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пас­мурный день — все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования. Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.

Н.А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение. Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий: «С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком…». Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня сти­хотворения, по сути, спасает любимому жизнь. Автор потря­сен благородством души русской женщины, ее мужествен­ным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. Примечательно, что герой, который не может про­стить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные же­ной деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представля­ется герою сладостным избавлением.

Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклор­ных источников. Однако всем ходом развития сюжета произ­ведения Н.А. Некрасов убедительно показывает, что настоя­щим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», обла­дая высокой обличительной силой, вызвало широкий общест­венный резонанс: отклики И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Социальная тема — глав­ная тема в творчестве Н.А. Некрасова. Это явление было нова­торским для поэзии по сути.

Вариант 2

Данное стихотворение поэт посвятил очень тяжелой и популярной теме – судьбе русских женщин. Он показывает каждый этап проблем, которые сваливаются на русскую женщину: злость и беднота в доме родителей, брак с человеком, которого она не любит, голод и нищета, смерть единственного и любимого сына. Далее для того, чтобы нормально похоронить своего сына и кормить мужа она решается продать свое тело.

Всю ответственность за данный поступок женщина берет на себя. Муж не понимает, какая сила помогает их семье. Затем муж начинает понимать, как обстоят дела и злиться на женщину. Пара рассталась, муж, который должен быть защитой и опорой проклинает женщину, которая была готова ради него на столь трудный шаг. Но судя по тому, как мужчина обращается к своей бывшей жене («Друг беззащитный»), он все же испытывает к ней некоторые хорошие и теплые чувства.

Судьба героини данного произведения – обычная и типичная судьба женщины того времени. Атмосфера стихотворения с самого начала очень угрюмая и темная. В таких условиях для человеческой души невозможна радость.

Автор восторгается русской женщиной, хоть и ее поступок не достоин хороших слов. Но ее мужественность, любовь к своему мужу, ради которой она решилась на не очень приемлемый поступок, заставляет Некрасова уважать героиню своего стихотворения.

Вариант 3

Одно из главных направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее пороки и несовершенства. Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах. Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал в 1847 году и напечатал в издании «Современник». Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…» одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках. Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм. Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части:

• В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.

•Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.

• В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.

• В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем. Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах «Еду ли ночью по улице тёмной…» современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода. Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.

Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества. Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей. В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение. И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector