«Есть речи значенье» — анализ стихотворения Лермонтова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Лермонтова — «Есть речи значенье». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Вариант 1

Автор стихотворения “Есть речи — значенье” – М.Ю. Лермонтов. Оно написано уже на закате жизни великого поэта, в 1838 году.

На протяжении жизни у Лермонтова было много дам сердца, однако в частности он пытался скрывать свою любовь от общественности. А. Краевский, редактор поэта, рассказывал, что тот приехал к нему рано утром и сообщил о том, что проиграл большую сумму в карты графам Безобразовым. Затем он передал ему это стихотворение, но редактор заметил ошибку в строке “Из пламя и света” поскольку по правилам нужно писать “Из пламени”. Лермонтов несколько раз пытался исправить данную строчку, но у него не выходило ничего хорошего, и в редакцию поступил именно этот вариант. Из данной ситуации можно сделать вывод о том, кому могло быть адресовано данное стихотворение, ведь тогда Лермонтов был влюблен в М. Соломирскую, которая как раз и поддержала его после потери больших денег. Однако у поэта на то время уже было несколько отношений и точно утверждать это не следует.

Это стихотворение на тему любви. Основная мысль его в том, что слова любимого человека, сказанные в трудную минуту, могут оказать огромную поддержку. И если даже они не звучат вживую, а написаны на бумаге и смысл их непонятен всем остальным людям, для любящего человека они в такие нелегкие моменты будут дороже золота: ” Но им без волненья внимать невозможно”. Это могут быть обычные слова ободрения и похвалы, но звучать они будут как призыв к любви и свиданию: “В них слезы разлуки, в них трепет свиданья”. Так же автор замечает, что в обычное время, в шуме бытовой жизни, эти слова могут быть не услышаны, ну или по крайней мере в них точно не будет того смысла, который проявляется во времена одиночества, тоски, которую человек испытывает в трудные периоды жизни: “Не встретит ответа средь шума мирского из пламя и света рожденное слово”. В последних строфах мы можем увидеть образ поэта, приближенного к богу посредством своих стихов, слова которых являются оружием в этом мире. Лермонтов говорит, что “ в храме, средь боя” может узнать голос любимого человека и пойти ему навстречу, “не кончив молитвы”.

М.Ю. Лермонтов был человеком с непростым характером, его невзлюбил император, многие из его окружения отзывались о нём как о вспыльчивом человеке, что и послужило причиной его смерти в 1841 году, ведь по словам очевидцев, зачинщиком роковой дуэли с Н.С. Мартыновым, стал он сам. Однако его великие произведения навеки останутся в золотой коллекции отечественной литературы.

Вариант 2

Образ звучащего слова очень важен для русской поэтической – особенно романтической – традиции. Слово обладает особенной загадочной силой, природу которой не всегда можно понять. Этот мотив, наряду с прочими, звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Есть речи – значенье..».

Прежде всего, это, конечно, любовно-интимное стихотворение, поэтому в нём не так много активности лирического героя и действия как такового. Нет в тексте и образа возлюбленной – она остается «за кадром», и читатель может лишь (вместе с говорящим) слышать её голос – её слово. Такое понимание произведения подтверждается тем, что примерное в это же время пишутся несколько схожих текстов, посвященных А. Смирновой – реальной девушке, к которой Лермонтов был неравнодушен.

Кроме того, «слово» в этом стихотворении можно понимать в более популярном для романтиков ключе – как слово поэтическое. В первой строфе обозначается характер таких «речей» — непонятные на первый взгляд и не доступные всем, они, тем не менее, оказывают мощное влияние на человека. Далее – то, что может звучать в этих речах; а в третьей строфе – буквально что не переклички с темой «Пророков» Лермонтова и Пушкина («Из пламя и света//Рождённое слово», ср. у Пушкина «глаголом жечь сердца людей»). И в двух финальных четверостишиях стихотворения появляются два образа, подтверждающие такие ассоциации – фигуры монаха и воина, которые в романтической традиции нередко пересекались и соединялись с фигурой поэта, приближенного к Богу мистической силой своего слова и использующего свои поэтические способности как оружие (ср. «Кинжал» Лермонтова).

На примере этого стихотворения хорошо видно, как интимная поэзия может переплетаться с философской; и как рассуждения и чувствах и о предназначении и ремесле поэта могут сплавляться в единый поток авторской мысли.

Вариант 3

Влюбчивый по своей натуре, Михаил Лермонтов старался е афишировать своих чувств и открывал их лишь своим избранницам. Именно по этой причине многочисленные романы

поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта.

В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Женщина произвела на поэта настолько сильное впечатление, что он стал открыто за ей ухаживать. Однако прошло долгих два года прежде, чем Соломирская ответила взаимностью. По воспоминаниям Андрея Краевского, издателя Лермонтова, однажды поэт приехал к нему ранним утром и привез стихотворение «Есть речи — значенье» которое попросил как можно скорее опубликовать. Свою спешку автор объяснил тем, что оно было написано ночью, сразу же после любовного свидания с Соломирской. Поэт признался, что накануне подчистую проигрался в карты, но после ему повезло в любви.

Однако в данном произведении речь идет совсем не о чувствах. Скорее, поэт выражает благодарность женщине, которая в один из самых сложных периодов жизни Лермонтова поддержала его короткой запиской, переданной в тюрьму. Именно по этой причине он говорит о том, что ценит в речах не их смысл и красивые слова, а сам факт того, что они произнесены в нужную минуту. «Им без волненья внимать невозможно», — отмечает поэт. Конечно же, он соотносит послание с теми чувствами, которые испытывает к Соломирской. Поэтому видит в обычных словах ободрения «слезы разлуки» и «трепет свиданья».

Слово, рожденное, по мнению Лермонтова, «из пламя и света», далеко не каждый может оценить. В мирское суете и в блеске пышных балов оно попросту теряется и остается неуслышанным. Однако непременно найдет отклик в храме души, если там живет любовь. «И где я ни буду, услышав, его я узнаю повсюду», — отмечает поэт. Конечно же, Лермонтов идеализирует свои отношения с Соломирской, хотя и признается: «На звук тот отвечу, и брошусь из битвы ему я навстречу». Но импульсивность и непостоянство характера поэта подтверждает и сама история создания этого стихотворения. Все дело в том, что его первоначальный вариант был создан в 1839 году и посвящался совсем другой даме сердца — Прасковье Бартеневой. Именно в ее альбоме Лермонтов оставил автограф первой редакции этого произведения в знак своих чувств к его обладательнице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector