«Фауст» — анализ произведения И. Гете

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа произведения «Фауст». Используйте наши примеры для составления своего анализа на урок литературы (для школьников 9 класса)

Краткий анализ произведения:

1. Год написания – около 1773 –1831 гг.
2. История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте, автор закончил его за полтора года до кончины.
3. Тема – смысл человеческого бытия.
4. Композиция – форма – драма для чтения, 1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.
5. Жанр – философская трагедия.
6. Направление – романтизм.

Вариант №1

Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно очень масштабное, великое и непостижимое произведение мировой литературы. Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения. Анализ “Фауста” может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. Историю немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в XVI веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.
Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его как человека, стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством, в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником. До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жажде правды, он верен делу, которое выбрал.
Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825–31 годами, уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Вариант №2

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы, пройдя дьявольские испытания, сохранить душу невредимой и чистой.
Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья, то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.
Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Если учесть стремительные перемещения героев из одного мира в другой, то можно сказать, что это несценическая трагедия, хотя попытки поставить её на сцене были не раз.
Некоторые литературоведы склонны считать шедевр Гёте драматической поэмой, ведь она полна лиризма и глубоко поэтична.

Вариант №3

Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история, и даже сами небеса развергаются в процессе повествования, и происходит ещё множество интереснейших вещей, однако, автор заложил в произведение больше, чем просто интересная сюжетная линия.

“Фауст” и считают весьма важным произведением в мировой литературе за то, что в нём сокрыто гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Далеко не при первом прочтении можно обратить внимание на весьма немалое количество отсылок к библии, древней мифологии, античности и т.д. Данный аспект в произведении играет немаловажную роль, так как он явно даёт понять, что произведение будет фантастическое, более направленное на мистику чем на реализм, отчего процесс его понимания и идентифицирования становится в разы легче.

Также в произведении поднимается тема бога и дьявола, добра и зла, жизни и смерти, таким образом, Гёте заостряет внимание на вещах, которые всегда интересовали, и всегда будут интересовать человечество. Гёте пытается ответить на вопросы бытия, самой человеческой сущностью, охарактеризовать добро и зло. Он умышленно делает аспекты на злых и хороших поступках, тем самым создавая контраст между ними, и останавливая на них внимание читателя. Таким образом, он явно выявляет проблемы добра и зла.

Проблемы добра и зла в произведении предстают перед нами в основном в определении выбора, который совершает главный герой самого произведения – Фауст. Данный персонаж, терзаемый князем тьмы, старается, как правило, поступать благоразумно, однако, несмотря на всё его желание жить по чести и морали, он всё же поддается простым людским порокам, показывая тем самым свою слабость, которую в свою очередь использует зло, всячески помыкая им. Фауст, конечно же, старается бороться с этим злом, всячески подавляя свои низменности, однако Гёте заостряет внимание на том, что как бы человек ни старался, но всё – таки ему не победить свою природу, не спрятаться от неё, пусть и она так ужасна, что поделаешь, это часть тебя, как бы говорит Гёте в своём знаменательном произведении – “Фауст”. Я считаю, что именно описанные мной вещи пытался передать Гёте в своём произведении “Фауст”.

Вариант №4

Еще в юности у Гете зародилась идея по написанию произведения о легендарном ученого и мага Фауста. Однако чтобы воплотить эту идею автор посвятил всю свою жизнь. Несмотря на это, можно сказать, что трагедия «Фауст» является самой известной и самой важной книгой Гете.

Сначала была выдана часть, которая называлась «Прафауст», в ней главный герой предстает в роли бунтаря. Впоследствии отдельным отрывком получается «Фауст». Присущим является прерывистость произведения, о том, четкость изложенных мыслей. Все разделы можно рассматривать как отдельные сцены.

Через несколько лет печатается другая часть «Фауста». В данной части внимание сосредоточено на политике, науке. Гете показывает картину действительности его времени. Эта часть не является легкой для понимания и рассчитана на сообразительных и находчивых читателей.

Особенно интересен эпизод «Елена». Образ Елены Прекрасной Гете заимствовал из греческой мифологии. Елена является воплощением красоты, триумфом в поисках идеала.

В характере Фауста четко можно увидеть всеобъемлющее желание познать мир. Образ Фауста это не выдумка, Гете заимствовал его от средневекового ученого алхимика. Фауст очень умный, с тем, он не удовлетворен своими знаниями и своей жизнью. Его заветное желание раскрыть тайну бытия.

Будучи на грани, он обращается за помощью к духам. И к нему приходит Мефистофель, предлагая сделку. Он раскроет тайну бытия, а Фауст отдаст ему свою душу. Фауст соглашается и отправляется в путешествие, полное приключений. В конце концов, он понимает, что настоящее счастье это помогать другим. Именно благодаря этому осознанию, он и получает прощение за свой поступок.

Основной темой произведения «Фауст» рассказ о герое, который прошел путь духовных поисков смысла жизни. Для этого рискует даже собственной душой. Главная проблема произведения это извечная проблема добра и зла. А человек в образе Фауста находится посередине. Он хочет обрести счастье, но ради этого должен зло. Фауст виноват в трагедии любимой Маргариты. В конце концов, Фауст возвращается на сторону добра.

В начале трагедии Гете обращается к своим родным и близким, которые были первыми слушателями и критиками его произведения. Далее идет «Театральное вступление». Он не совсем связан с основной частью произведения, однако имеет важное символическое значение. В данной части проходит дискуссия между директором театра, комическим актером и поэтом. Они обсуждают назначение искусства, главный вопрос стоял, должно ли искусство удовлетворять потребности толпы или служить высшей цели.

Одним из ключевых моментов является «Пролог на небе». Именно здесь происходит завязка произведения, Фауст должен выбрать сторону добра или зла. Затем идет основное произведение, разделен на две части. В первой части внимание сосредоточено на том, чтобы раскрыть образ главного героя и его поиски для познания бытия. А вторая часть имеет отношение к античности, в ней появляется из небытия Елена Прекрасная. И Фауст не является счастливым с ней.

Основная идея произведения в том, что сама жизнь и существует благодаря извечной борьбе добра и зла. Эта борьба, по мнению Гете, и дает возможность человечеству двигаться вперед к новым открытиям и свершениям. Также, Гёте верит, что человек способен научиться на собственных ошибках, сделать определенные выводы и найти правильный путь в жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector