«Где гнутся над омутом лозы» — анализ стихотворения Толстого

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Толстого — «Где гнутся над омутом лозы». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
• Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
• Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.

• Жанр – баллада.
• Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
• Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
• Символ – омут.
• Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.

Подробный анализ

Вариант 1

Это даже не классическое стихотворение, а, скорее, небольшая баллада, написанная графом Толстым в 40-вых годах 19 века. Она имеет простой, очень понятный каждому смысл, но, в то же время, окутана мифологическими мотивами и тонкими нотками сказки.

Главная тема стихотворения

В основу стихотворения легла короткая зарисовка, когда во время прогулки на берегу водоема молодая мама засыпает, а ее маленький сынок слушает в это время голоса стрекоз, зовущих его поиграть. Особенностью этого произведения является открытый финал — читателю остается додумать самостоятельно, как закончилась эта история.

Пошел ли мальчик на зов стрекоз, и погиб в итоге, или вовремя проснулась его мама, которая спасла мальчишку. При этом нужно подчеркнуть, что сам поэт воспринимает факт того, что мальчик слышит голоса стрекоз, лишь наличием у ребенка богатого, яркого воображения. Однако этот факт делает произведение еще более сказочным, нереальным.

На создание этого стиха автора подтолкнули фантастические сюжеты немецких баллад. В свое время чтение сочинений Гете и Гейне оказали существенное воздействие на творчество и видение мира самого графа Толстого. Именно отсюда в произведении самого Толстого наблюдается некая мистификация, а открытый финал только подчеркивает жутковатые нотки.

Структурный анализ стихотворения

Интересно подчеркнуть, что изначально данная баллада была значительно больше в размерах, но в процессе работы поэт принял решение резко сократить текст до минимальных размеров. При этом открытого финала в полном варианте произведения не было, а мальчик отправился за стрекозами и погиб.

В итоге сокращения получилось всего 4 четверостишия, и используется характерная для стихов Толстого перекрестная рифма. Ритм равномерный, без сбоев и неровностей в тексте. Читается стих благодаря этому очень легко, просто и быстро.

Внимание читателей при этом акцентируется не на сложных словесных конструкциях, а на самой истории, на том, что слышит или воображает себе маленький мальчик, играющий у воды, пока его мамочка спит. Очень важно отметить, что для определения водоема используется не пруд или озеро, а именно слово «омут». В народном фольклоре данное слово всегда связано с гибелью и чем-то очень опасным и неизведанным.

Первые две строфы посвящены описанию самой ситуации, а в третьей строфе автор оставил достаточно подробные описания стрекоз — в мельчайших деталях, включая цвет их крыльев и изогнутость спинки. Последняя строфа завершает, расставляя определенные акценты и вопросы для читателя, и представляя собой тот самый открытый финал.

Вывод

Целью автора в данном случае было подчеркнуть более четко, насколько легко молодые люди по глупости расстаются с жизнью, и идут на поводу у собственных иллюзий. Это стихотворение заставляет задуматься о ценности жизни и логичности поступков каждого человека. Для детей и подростков произведение несет серьезный педагогический смысл, завуалированный в сказочную форму.

Вариант 2

Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами.

Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребёнком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а именно омут, который всегда в народном сознании связан с нечистой силой. Да и в действительности, это очень опасное место – глубокое, часто с водоворотами. Солнце печёт – мать разморило, она заснула на берегу, оставив ребенка без присмотра. Наверняка, ей казалось, что вокруг всё спокойно, а о том, что они пришли именно на омут, она могла и не знать.

Здесь стрекозы пляшут. Казалось бы, что это поэтическое сравнение, но не только… Стрекозы одушевлены, ведь они заговаривают с ребенком, они могут специально водить хороводы. Или ему это лишь слышится? Будто прекрасные русалки, которые больше подходят для соблазнения юношей, стрекозы манят дитя в воду. Точней, они обещают, что научат летать его, пока мать спит.

В третьей строфе описание прекрасных стрекоз: крылышки, как стекло, бирюзовые спины… И сами стрекозы хвастаются, мол, посмотри, ребенок, как мы хороши. Не очень скромные насекомые продолжают себя нахваливать: и песен знают много… И вообще, они давно любят именно этого ребенка. Они подчеркивают, что берег пологий, дно песчаное, дескать, бояться нечего. Сделает ли ребенок шаг (и к чему именно?) остаётся вопросом.

Но Алексей Толстой известен и как автор страшных сказок, поэтому ничего удивительного, что в изъятом окончании баллады всё не так радужно. Дно становится практически зыбучим песком, здесь ил, тина, болото. На уже, видимо, захлебнувшегося ребенка нападают со страшными клешнями черные раки, утаскивают тело малыша на дно. И дно смыкается над ним. Завершает полную балладу опять картина прекрасного дня, где стрекозы манят неразумных детей. Урок легкомысленным детям, а также сонным матерям.

Сейчас стихотворение относят к началу средней школы (класс шестой). До сих пор педагоги уверены, что именно в таком виде оно меньше травмирует детскую психику. Впрочем, с печальным финалом оно бы явно больше понравилось ребятам. Кроме того, было бы, вероятно, более полезно для них.

Эта баллада ещё в девятнадцатом веке стала известным романсом.

Вариант 3

Лев Николаевич Толстой – один из самых талантливых и продуктивных российских авторов, который написал огромное количество различных произведений, которые в свою очередь смогли стать достаточно популярными в сфере массовой литературы не только в России, но также и за рубежом. Конечно, он любил писать большие произведения, которые целиком и полностью бы раскрывали его мысль, и то, что он пытался донести. Однако, также его страстью было писать маленькие стихотворные произведения, которые хоть и не полностью раскрывали его мысли, однако оставляли некое пространство для воображения читателя. И его замечательное произведение “Где гнутся над омутом лозы” является прекрасным тому подтверждением.

В произведении мы видим картину, которую, собственно, и представляет перед нами автор. Мы видим светлый летний день, в котором как рыба в воде чувствует себя маленький мальчик, для которого лето является родной стихией, и самым любимым временем года. Находясь в нем, он чувствует себя достаточно приятно, ему легко и просто находится в этом времени года, и он чувствует внутреннее умиротворение, находясь там. В следующих же строках автор показывает читателю мнимых злодеев – стрекоз. Сравнивая их с сиренами, которые раньше завлекали моряков на погибель, он присваивает им самые плохие черты и самые злые мысли.

В этом моменте автор создаёт некое противоречие, ведь любой человек знает, что стрекозы, эти создания, не способны ни на что большее, чем на свою рутинную жизнедеятельность, однако автор так ставит образ стрекоз, что становится понятно, что с ними всё не так просто. И в последних строках мы видим того мальчика, который завороженный стрекозами идёт в омут, и именно на этом произведении заканчивается. Таким образом, мы видим, что автор хотел показать читателю то, насколько сильно может заманить нас та, или иная вещь, которая нам нравится. Мальчика заманило лето, и его волшебные обитатели – стрекозы. Однако он точно не говорит что произошло, а потому читателю остаётся довольно большой просто для его фантазии, и благодаря этому он может сам всё представить себе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector