«Край ты мой заброшенный» — анализ стихотворения Есенина

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Есенина — «Край ты мой заброшенный». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно разнится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.
• Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.
• Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.
• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.
• Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

• Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.
• Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.
• Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”
• Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль)

 

Подробный анализ

Вариант 1

На протяжении всей своей жизни Сергей Есенин был влюблен в родной край. Он был очарован красотами родного села, в котором прошли самые счастливые годы поэта. Однако, взрослея, Есенин осознал, что дальнейшее проживание в селе не даст развития его творчеству. Именно по этой причине поэт перебирается на постоянное проживание в столицу России – в Москву.

Она ошарашила его своей суматохой и постоянной суетой. Пребывая в Москве, автор каждый день мысленно возвращался в родные места, вспоминая село Константиново. Как же там было спокойно и тихо, как великолепны пейзажи, окутывающие землю. Но, возвращение в отчий дом было невозможным.

Параллельно, автор наблюдает картину того, как его родное село попросту умирает. Почему же так происходит? Все очень просто и закономерно! Молодые люди покидают родные дома, перебираясь в город и устраивая там свою дальнейшую жизнь.

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» характеризует и описывает опустевшее село. Ранее оживленные места превращаются в пустыри. Хаос торжествует на землях. На всем селе осталось всего несколько хат с жителями. Есенин осознает, что пройдет еще несколько лет и такого села, как Константиново, не станет. Оно попросту исчезнет и зарастет бурьяном.

Такое развитие событий вызывает необычайную боль и грусть на сердце у поэта. Свои надежды на возрождение села Есенин полагает на революцию. Поэт искренне верит в положительные изменения, которые в скором времени должны были произойти на территории России.

Однако надежды поэта были разрушены. Советская власть не то, чтобы улучшила жизнь села, она принесла тотальную бедность и безысходность всем ее жителям. Осознав это, на душе поэта возникла ненависть и отвращение к правящей партии.

В строках стихотворения читатель встречает образ ворона, который стучит своим крылом в окна домов. Ворон, как предвестник смерти, сулит нехорошее, недоброе. Поэт видит родное село, полностью уничтоженным и разрушенным. Даже приход светлой весны не вызывает на его душе радостных эмоций.

Есенин еще не раз будет грустить о былых временах, о том, что когда-то вынужден был покинуть родной дом и отправиться навстречу своему будущему. Пройдет много лет, когда поэт снова сможет вернуться домой. Однако, он не найдет ничего родного и близкого сердцу. Все кардинально изменилось. И пейзажи, и люди. Сергей Есенин стал чужаком. О нем никто не знал и не желал знать!

Вариант 2

Как часто литература становилась своеобразным «зеркалом эпохи», отражая трагические и политические события в истории нашего государства. И если в прозе нашли отражение события, характеры героев, то предметом изображения в лирике становились чувства лирического героя.

В 1914 году, когда было написано стихотворение Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный», люди пребывали не в самом лучшем настроении, что проявилось в общем лирическом тоне этого произведения. Когда крестьяне, проводившие на земле большую часть года (а Есенин, выросший в селе Константиново, знал это не понаслышке), ушли на фронт во время Первой мировой войны, деревня опустела, о чем с горечью узнавал Сергей Александрович из писем родных.

Буквально двумя годами раньше Есенин опоэтизировал деревенский быт, подчеркнув его патриархальный уклад, гармонию и покой во всем, что связано с деревней и крестьянином. В том же 1914 году он написал «Край любимый! Сердцу снятся…», в котором признался, что «хотел бы затеряться в зеленях стозвонных», что «рад и счастлив душу вынуть». Однако в стихотворении «Край ты мой заброшенный» звучит мотив уныния, вызванный печалью и пустотой в душе героя.

Уже с первых строк стихотворения возникает образ заброшенного края, напоминающего пустырь, где все кругом безлюдно, тихо, где только

Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Образ монастыря появляется не случайно: именно в это время Сергей Александрович всерьез увлекался христианскими идеями, что нашло отражение в его общей поэтической концепции. На первых порах в основе художественного мира поэта были образы земли и неба, а в центре – деревенская избенка. Сначала это была вполне реальная деревенская изба (не исключено, что родной дом Есенина в селе Константиново).

Но постепенно она как будто мифологизируется, становясь, по словам литературоведа Михаила Пьяных, «пантеиститческим храмом», связующим землю и небо. А потом появляется и небесное жилище – изба на небе. В течение 1914-1919 годов обе составляющие есенинского мира постепенно сливаются: божественный мир как будто приобретает черты земного, а земной мир обожествляется.

Конечно, описывая пять «забоченившихся» изб, Есенин использовал, скорее всего, литоту — преуменьшение величины, значения изображаемого предмета или какого-то явления. Но уже следующий образ создает иллюзию бесконечности, ведь крыши этих домов в восприятии героя становятся «заревой гатью», то есть как будто дорогой через болото, в качестве которого героем воспринимается, очевидно, небо.

Если христианская тема звучит еще в образе соломы, напоминающей ризу, в образе окропленной солнцем плесени, то вороны, бьющие без промаха в окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься сердца героя и читателя.

Не случайно в последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль…?

Если учесть, что так называют кустарник, чаще ивняк, то вновь можно уловить смысловую и хронологическую связь между двумя «Краями» Есенина: «ивы – кроткие монашки» и «сказ в прутнике».

Вообще, язык стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» как всегда неповторим: сочетание просторечных выражений «забоченились», «машет», «жисть» и высокопарных слов «окропил», «заревая гать». Почему-то именно такое сочетание создает у читателя ощущение безысходной тоски и боли за Россию.

Прошло ровно сто лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.

Вариант 3

Сергей Александрович Есенин — известный русский поэт, стихотворения которого пронизаны любовью к Родине, природе, деревенской жизни. Также в произведениях Есенина отражались идеи социал-демократии, образ революции. Творения Есенина всегда живо и метко передают настроение, а описания создают объёмные и запоминающиеся картины природы.

История создания

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» было написано Есениным в 1914 году, а вышло в свет в 1916 году. Есенин был нацелен сделать известными русские деревни, описывал и восторгался в своих произведениях красотой русской природы в глубинке. Ранее автор писал светлые стихотворения о деревенской жизни, изображая великолепие пейзажей, подчёркивая своеобразие народного языка и быта. Но в стихотворении, о котором пойдёт речь, всё совсем иначе.

Произведение «Край ты мой заброшенный…» посвящено упадку деревни, угасанию жизни в ней. В строках прослеживаются грустные мотивы. После войны в сельской местности было много разрушенных домов, но восстановить их было сложно, так как мужчин было мало, деревни практически опустели. Есенин надеялся, что новая власть изменит существование поселений в лучшую сторону, но этого не случилось. Автор получал письма от близких, которые сообщали ему о трудной жизни в глубинке. Поэт жил в Москве и, приезжая в родные края, видел вымирание деревни. Есенин был опечален судьбой русской провинции, безвозвратно погибающей у него на глазах.

Жанр, направление, размер

«Край ты мой заброшенный…» — это лирическое стихотворение. Автор выражает в нём свои размышления и чувства. Произведение Есенина являет собой пример пейзажной лирики и относится к новокрестьянской поэзии — направлению, к которому примыкали поэты, вышедшие «из народа».

Размер стихотворения «Край ты мой заброшенный…» — хорей, за счёт него этому произведению свойственен песенный характер, помогающий понять скорбное настроение поэта. Есенин в своём произведении использовал перекрёстную рифмовку с чередованием дактилической и мужской рифмы.

Композиция

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» пять рифмованных строф. Каждое из четверостиший несёт в себе законченную мысль. Условно произведение можно разделить на две части:

В первых четырёх строфах описана угнетающая обстановка заброшенной русской деревни, наводящая отчаяние на поэта. В последней строфе Есенин задаёт вопрос, на который нет ответа. Автор размышляет о грядущем. Он видит, что деревню ждёт трагическое будущее, но не перестаёт надеяться на лучшее.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» представлены в списке:

Образ монастыря. В своём стихотворении Есенин явил этот образ не просто так: в эти годы поэт со всей серьёзностью интересовался идеями христианства, что повлияло на его поэзию.

Образ избы символизирует образ русской женщины. Изба для поэта — это своего рода особая жизнь, символ деревенского уклада. Изба — это и женщина, благоверная труженица. Автор выражается фигурально, говоря, что изб осталось только пять. Этим он даёт понять, что их очень мало. Это значит, что в деревне иссякает дух настоящей жизни, тепло, которое исходило от заботливых хозяек домов.

Образ чёрного ворона, бьющего в окно крыльями, символизируют умирание деревни, показывает мрак происходящего.

Образ черёмухи символизирует деву, невесту в прекрасном одеянии, которая «машет рукавом», будто бы прощаясь с той жизнью в деревне, что была раньше. Есенин сравнивает черёмуху с метелью. Это значит, что цветы её тихо облетают, унося с собой былую радость. В этом сравнении можно увидеть тоску по прошлому, которую испытывает поэт, и ещё более возрастает чувство отчаяния.

Образ Родины. В своём стихотворении Есенин описывает родные места, которые дороги ему с юных лет. Автор не просто рассказывает о гибели деревни, он обращается к Родине, говорит с ней, как с живым существом, которому тоже больно от нанесённых войной ран — разрушений, которые привели к вымиранию родного края.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» необходима для понимания произведения:

Деревенская жизнь, её угасание — ключевая тема произведения. Автор описывает печальную картину заброшенности, серости и безысходности, подмечая детали, которые убеждают читателя в том, что положение деревни крайне тяжёлое.

Любовь к Родине. Поэт сокрушается, видя в деревенском пейзаже отголоски былой радостной жизни. Перед его глазами теперь предстаёт совершенно иная картина. Есенин жалеет о том, что ничего нельзя изменить. Он с болью в сердце описывает в своём стихотворении мрачный пейзаж русской деревни.

Надежда. Как бы скорбно не отзывался Есенин о бедственном положении русского поселения, в поэте живёт вера в то, что когда-нибудь жизнь в деревне возродится.

Проблематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» не менее важна:

Невозможность возродить деревню. Есенин доносит до читателя мысль о том, что всё, что было до войны, утрачено. И осталось только наблюдать за тем, как уходит в прошлое то, что было так дорого и мило сердцу.
Проблема необратимости. Как говорил Уильям Шекспир, «ничто не вечно под луной». В жизни многое происходит по какой-то высшей воле, и человек уже не в силах вмешаться в силу различных обстоятельств. То, что разрушено, всегда тяжело восстанавливать. Создавать заново тот мир, который потеряли, очень непросто, порой даже невыносимо тяжело. Остаётся лишь вспоминать о том, что было, видя перед собой запустение и постепенное исчезновение былого. Автор преподносит нам эту мысль с печалью.

Проблема бедности и разрухи. После войны не было материальных возможностей и рабочей силы для поддержания полноценного существования русской деревни. Есенин отмечает этот факт в своём стихотворении «Край ты мой заброшенный…».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Край ты мой заброшенный…» заключается в том, что в жизни бывают такие случаи, когда человек не видит благополучного исхода. Есенин рассчитывал, что после войны, с приходом новой власти, жизнь в родной провинции станет лучше. Но надежды пошатнулись, когда он увидел захудалую деревню, ветхие избы, запустение и мрак. Однако последняя строфа, в которой Есенин задаёт риторический вопрос, говорит нам о том, что какая-то капля веры в лучшее будущее русской глубинки осталась в его сердце. И он сохранит в душе надежду, как бы ни было тяжело. Таков смысл стихотворения «Край ты мой заброшенный…»

Средства выразительности

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» выделяются следующие средства выразительности, помогающие нам понять настроение автора:

Эпитеты: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «плесень сизая».
Метафоры: «ветер плесень окропил», «черёмуха машет рукавом», «солома-риза».
Сравнение: «как метель, черёмуха».
Аллитерация: в третьей строфе повторяется звук «с», это придаёт строчкам ощущение звучания ветра — его порывы будто создают шорох и шелест.
Ассонанс: в первой строфе повторяется звук «ы», что помогает передать пустынную картину, а также погрузить читателя в состояние, в котором пребывает поэт, — чувство печали и отчаяния.

Поэт использует преуменьшение — литоту, говоря, что изб «всех-то пять». Это помогает понять читателю, что перед ним картина пустоты и обречённости В тексте стихотворения присутствуют просторечия, такие как «сказ», «забоченились», «жисть». В произведении есть и возвышенная лексика: «окропил», «заревая».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector