«Майор привез мальчишку на лафете» — анализ стихотворения Симонова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Симонова — «Майор привез мальчишку на лафете». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.
• Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.
• Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нём можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.

• Жанр – элегия.
• Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
• Метафоры – «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».
• Эпитеты – «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

Подробный анализ

Вариант 1

Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, – роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя – в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных – «Майор привез мальчишку на лафете…».

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста – первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика – первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Вариант 2

Симонов был откомандирован в Действующую армию почти в самые первые дни начала Великой Отечественной войны. Корреспондентом он исколесил все фронты от юга до севера, отметился в Румынии, Югославии, Болгарии, Польше и закончил военный путь в Берлине.

Львиная доля всех его военных материалов и произведений были напечатаны в центральном органе РККА — газете «Красная звезда». После войны К. Симонов обобщив весь свой пережитой военный опыт приступил к главному труду своей жизни-роману, состоящему из трёх частей под названием «Живые и мёртвые».

Часть первая вышла в 1959 г., вторая — в 1962 г. и заключительная — в 1971 году. Во время войны стихотворения Симонова были широко известны солдатам Красной армии. Солдаты даже переписывали их и заучивали наизусть.

И одним из самых известных, в одном ряду вместе с блестящими «Жди меня и я вернусь…»,»Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…», «Убей его…» было «Майор привез мальчишку на лафете…».

В этом своём произведении Симонов потрясает читателя неожиданной перипитией детства, детства внезапно разрушенного войной. Паренёк едет на лафете, (тележке пушки) от самого Бреста — пограничной крепости, принявшей на себя первый удар нацистов. Ему всего десять лет, а его волосы уже запорошены сединой от увиденной своими глазами смерти матери, из-за пережитых бомбёжек городка, ранения папы и почти бегства под разрывы снарядов, грохот авиабомб и свист пуль. Маленький человек словно побывал в аду, преисподней, по словам Симонова…

Первая половина стихотворения — это история мальчика. Но достигнув середины повествования его тональность меняется. Лиризм исчезает и на передний план выступает ненависть. Ненависть к врагам. Автор объявляет своей любимой, не имеющей никакого представления об ужасах и кровавых буднях войны, что теперь он не может вернуться с фронта, пока мальчонка не вернётся домой и не «поцелует горсть своей земли».

Стихи написаны Симоновым в период летней катастрофы 41-го года. РККА непрерывно отступала на Восток. В это тяжёлейшее время партия большевиков вновь приравняла перья поэтов и писателей к оружию войны. Необходимо было укрепить дух деморализованных поражениями и бегством солдат и офицеров, с тем, чтобы не дать катастрофе усугубиться и окончательно потерять громадные территории да и всю страну целиком.

Симонов как и многие его коллеги по писательско-поэтическим войскам призывал красноармейцев стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. И мастерски выполненные стихотворения Симонова находили своих благодарных читателей и отклик в огрубевших, но остававшихся человечными сердцах солдатской массы.

Вариант 3

Анализируемое стихотворение было написано в 1941 г. Его автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они вынуждены были отступать.

Писатели поднимали боевой дух войска своими произведениями. Не исключение и К. Симонов. Его стихотворения были очень популярными. Защитники Отечества переписывали их, заучивали. Произведение «Майор привёз мальчишку на лафете…» тоже быстро распространилось на фронте и до сегодняшнего дня является одним из самых известных военных стихотворений в русской литературе.

Тема

Главная тема произведения К. Симонова – судьба детей войны. В контексте её автор поднимает проблемы сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. В центре стихотворения мальчик, привезённый майором. Об истории ребёнка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные герои – отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.

В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: «Отцу казалось, что надёжней места отныне в мире для ребёнка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку. Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимание лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребёнок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, ещё не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребёнок седой. Этой детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.

После лаконичного портрета следуют стихи, обращённые к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.

Композиция

По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из катренов.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Для объединения строк использована перекрестная рифмовка.

Жанр

Жанр – элегия, так как лирический герой печально рассказывает об увиденном, заканчивая свой монолог раздумьями о проблеме долга перед Родиной, детьми.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и создания образа ребёнка К. Симонов использовал языковые средства выразительности. Их в тексте не очень много, так как строки написаны от имени простого солдата. В стихотворении есть метафоры – «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца» и эпитеты – «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector