«О, как безумно за окном» — анализ стихотворения Блока

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Александра Блока — «О, как безумно за окном». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1899 году, в период творческих исканий и любовных переживаний поэта. Опубликовано в сборнике стихотворений «Ante Lucem».
• Тема стихотворения – Одиночество лирического героя, которое подчеркивается разбушевавшейся погодой.
• Композиция – Кольцевой тип композиции.
• Жанр – Лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

• Метафоры – «бороться с мраком и дождём», «и сожаленье гонит прочь —
в объятья холода сырого!..».
• Эпитеты – «ужасна», «злая».
• Инверсия – «несутся тучи».
• Олицетворения – «безумно ревёт», «бушует буря», «ветер воет».

Детальный анализ

Вариант 1

В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со «Стихами о Прекрасной Даме». Однако мало кто знает, что более ранним сборником был «Ante Lucem», что переводится с латыни — «До света». И действительно, все произведения, входящие в цикл (более 50), лишены светлого начала. Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества.

Показательным в этом смысле можно считать стихотворение «О, как безумно за окном…» Этому короткому произведению предпослан эпиграф из трагедии английского драматурга Вильяма Шекспира «Король Лир». Это вполне объяснимо: молодой Сашура Блок был увлечен театром. Доподлинно известно, что вместе со своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой они устраивали театральные представления в имении Шахматово, принадлежавшем семье матери Блока. Сам юный Саша Блок представил на сцене образ Гамлета, а Любовь Менделеева — образ Офелии.

Однако это стихотворение, датированное 24 августа 1899 года, посвящено актеру Александринского театра Василию Далматову, воплотившему на сцене данного театра лучшие трагические образы русской и мировой драматургии: Гамлета, Макбета, короля Лира, Иоанна Грозного. Больше всего, однако, Блок был восхищен ролью короля Лира, поэтому первые редакции стихотворения сохранили посвящение Далматову именно в этом образе.

Эпиграф задает основной тон стихотворению: все произведение пронизано состраданием к тем, кто в силу разных обстоятельств лишился крова. Монолог шекспировского героя, откуда взяты строки эпиграфа, обманутого, изгнанного из своего королевства, был призван вызвать участие в сердцах зрителей.

Скорее всего, внешним толчком для появления подобного лирического произведения стало эмоциональное потрясение от игры Василия Далматова. Однако многие исследователи раннего творчества Блока упоминают и скрытый мотив — непростые взаимоотношения с будущей невестой Любовью Менделеевой. За два года Александр написал почти триста стихотворений, но нет ни радости, ни счастья в его стихах, посвященных первой любви. Он будто чувствовал себя изгнанником.

Участием к судьбе изгнанников полон и лирический герой блоковского стихотворения «О, как безумно за окном…». Он признается:

Мне жаль людей, лишенных крова…

Пейзаж призван подчеркнуть безумство, царящее за окном: бушующая буря, льющий без конца холодный дождь, воющий ветер. Все эти признаки ненастья рождают в душе героя двойственное чувство: с одной стороны, он сочувствует «лишенным крова», таким как шекспировский король Лир, как миллионы бедняков, влачащих жалкое существование в полуразваленных русских избах.

С другой стороны, герой, чувствующий себя в безопасности, мечтает броситься в «объятья холода сырого», чтобы «бороться с мраком и дождем». По мысли автора, именно такое состояние поможет не только испытать счастье борьбы (позже Максим Горький в своей «Песне о Соколе» назовет это «счастьем битвы»), но и разделить участь страдальцев. Ведь, как известно, страданиями совершенствуется душа человеческая.

Лирика Блока — творческое истолкование шекспировской трагедии, а не комментарий к ней. Страстная жажда идеального роднит героя Блока с героем Шекспира. Таким образом, творчество Блока следует рассматривать как движение, вовлекающее читателя в мучительное и страстное его размышление о судьбе человеческой и лице жизни, как своеобразную «историю души поэта».

Для этого поэт-символист использует параллелизм — стилистическую фигуру, состоящую из «рядом идущих» предложений, подчеркивающих сходство образов человека и природы. Бушующая за окном непогода призвана раскрыть бурю, творившуюся в душе лирического героя. Одиночество героя, его духовная «бесприютность» и становится ведущим мотивом этого небольшого произведения.

Повторяющиеся в конце стихотворения первые строки неожиданно меняются к концу: бушующая за окном «буря злая» сменяется бушующим, но изнывающим ветром. Этот образ призван подчеркнуть не столько жалость и сочувствие героя, сколько желание испытать сильное потрясение, способное перевернуть всю его жизнь.

Таким образом, искания юного Александра Блока, сложность его движения к единству с миром, неизбежные потери и обретения — всё это и составляет суть его лирики, всю его душу. Недаром современники Блока, например К. Чуковский, утверждали, что личность поэта оказывала на них просто магнетическое действие: «… В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

Вариант 2

Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны, чувствительный и восприимчивый человек предстает перед нами.

Стихотворение «О, как безумно за окном…» написано в 1899 году, когда Блок еще не был символистом, оно входит в его сборник стихов под названием «Ante Lucem» . В то время А. Блок еще только искал себя среди жанров литературы и в творениях своих скорее выражал свои эмоции, внутренние переживания. Пусть Блок известен как символист, но его ранние работы проникнуты удивительной атмосферой, искренностью. Они чувственные и столь же прекрасные, как и знаменитые стихотворения поэта. На тот момент, Александр Блок терпел любовные переживания и успокоение его было в единении с природой. Просмотреть его тягу к схожести с явлениями природы очень легко увидеть. Поэту будто становится легче, когда внутренние переживания выливаются в природе, бури, дожди, ветра.

Поэт описывает пейзаж «Ревет, бушует буря злая» , показывая невероятную силу природы. Однако же в душе лирического героя, пусть и неясно, но просматривается такое же состояние, о чем говорит общий фон стихотворения-грусть с импульсивностью, тоска. Блок пишет о том, что он жалеет тех людей, у которых нет крова, однако «сожаленье гонит прочь» бороться так же с холодом, «разделяя участь» несчастных. Не только сожаление гонит поэта в объятия бури, но и боль от разлуки с любимой, поэту лучше забыться в неиствовствании природы. Впечатление усиливается тем, что Блок снова напоминает о силе бури в последней строфе, заставляя читателя вернуться из его переживаний к внешнему миру. Милосердие и восприимчивость к чужому горю или посылы символизма царят в стихотворении? Одного ответа нет, каждый читатель воспринимает всегда по-своему, потому однозначно сказать нельзя.

Данное стихотворение Блока открывает его с новой стороны, если читатель узнал его изначально как уже состоявшегося поэта, символиста. Такие, может быть, простые, ясные, немного наивные стихотворения поэта притягивают. Они более приземленные, кстати, как и в поздних работах Блока, когда он понимает, что символизм-довольно легкомысленно. Наверное, все-таки без таких юношеских стихотворений талант Блока не был бы полностью раскрыт нами. Такая разносторонняя личность, он всегда рассказывал свою жизнь в стихах.

Вариант 3

Стихотворение «О, как безумно за окном…» датировано 24 августа 1899 года. Оно написано девятнадцатилетним Блоком в пору первого, еще юношеского, увлечения театром. В некоторых редакциях имеет посвящение актеру Александринского театра Далматову, игрой которого в роли короля Лира поэт был восхищен. Эпиграфом к произведению взяты слова из монолога главного героя трагедии.

Главная тема стихотворения

Стихотворение навеяно, как писалось выше, сюжетом и атмосферой трагедии Шекспира. Многие строки произведения перекликаются с текстом монолога шекспировского героя, обманутого и изгнанного из королевства. Стихотворение пронизано глубоким состраданием к «людям, лишенным крова». Поэт имеет в виду, конечно, не только понятие дома, как пристанища от непогоды. Автор говорит о духовном одиночестве героя, предательстве близких людей. Он принимает в сердце страдания изгнанников, ему близка и понятна их нравственная и физическая боль. Сочувствие к «страдальцам» гонит его из дома, поэт хочет разделить их участь.

Итак, темой стихотворения стало одиночество лирического героя, его «бесприюность». Внешним толчком для написания произведения Блоком послужило его эмоциональное потрясение от игры актера. Но были и глубинные мотивы, послужившие основой для создания лирической миниатюры – взаимоотношения поэта с невестой, которые складывались очень непросто.

Тем летом с Любовью Менделеевой, в которую поэт был влюблен, произошло объяснение, после которого наступил разрыв. Вскоре влюбленные стали вновь близки, но в конце лета 1899 года Блок переживал трагедию расставания. Его мучает одиночество, в его душе бушует буря, которую он и описал в стихотворении «О как безумно за окном…» Читая его, можно понять, что лирический герой, возможно, завидует тем, кто на самом деле бродит под ненастным небом, без крова и пристанища. Ведь эта природная буря когда-то должна закончиться, а его душевное ненастье, как считает автор, будет длиться бесконечно.

В небольшом по объему тексте акцент сделан на описании ревущей «бури злой», им начинается и заканчивается стихотворение. Кульминацией повествования становится восклицание о желании автора вслед за теми, кто бродит в бурю за его окнами, самому броситься «в объятья холода сырого». В этом стремлении читается не только чувство сострадания к бесприютным скитальцам, но и надежда самому обрести в борьбе «с мраком и дождем» утерянное душевное равновесие.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворный текст лишен цветовых образов. Для передачи картины разбушевавшейся стихии поэт использует ряды слов с повторяющимися гласными «у» и «о». Фонетический прием позволяет читателю «услышать» звуки бури. Текст насыщен восклицаниями, повторяющимися, идущими сплошной чередой глагольными конструкциями, которые передают смятение, состояние тревоги и одиночества лирического героя. Стихотворение не разбито на строфы. Компактность текста позволяет воспринимать его, как «выдох», эмоционально высказанную, короткую мысль страдающего поэта.

Написанное еще юным Блоком произведение содержит характерные черты всего творчества поэта: символизм, искренность при описании душевного состояния лирического героя, связывание движений его души с явлениями, происходящими в природе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector