Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Бунина — «Одиночество». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.
Краткий анализ
• История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.
• Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.
• Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.
• Жанр – элегия с элементами послания.
• Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.
• Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».
• Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Подробный анализ
Вариант 1
Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. «Над холодной пустыней воды» еще больше усиливает это ощущение.
Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном «жизнь умерла». но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе «слово до весны», которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.
В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.
Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.
В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях — «мне больно», «мне темно», «мне крикнуть хотелось». Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду.
Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.
Вариант 2
Произведение «Одиночество» было написано в самом начале XX века. Главной темой стихотворения стал конец любовных отношений и полное затворничество героя.
Композиционная структура состоит из монологической речи лирического героя. Все повествование можно разделить по смыслу на три части: изображение природы, которая плачет вместе с героем, повествование о том, как уходила любимая женщина и описание состояния, в котором находится герой.
В произведении параллельно развиваются две темы: расставание с любимым человеком и одиночество. Развитие этих тем передается посредством изображения серой, пасмурной погоды и психоэмоционального состояния героя. Центральными образами произведения становятся лирический герой и его любимая женщина.
Стихотворение начинается с описания пейзажа, который наблюдает герой в минуту своего одиночества. Возникает образ опустевшего сада и такие мрачные природные явления как: ветер, дождь и мгла полностью отражают грусть, печаль, тоску и уныние мужчины.
Причиной всего этого стал уход девушки, которая для него успела стать женой. Образ женщины в произведении характеризуется натурой быстро забывающей прошлое. Из-за этого теряется вся надежда на возобновление отношений и у героя, стремящегося к верности и преданности, возникает желание купить собаку.
В тексте применяется перекрестная (мгла — умерла, воды — сады) и парная рифма (темно — окно, весны — жены).
Поэт обогащает свое стихотворение всевозможными средствами художественной выразительности, такими как: «пустыня воды», «жизнь умерла» — метафоры, «холодная пустыня», ненастный день», «серая тьма» — эпитеты. Посредством аллитерации звуков «р», «з», «ж», «ш» создается мрачное настроение.
Всю печаль выражает оксюморон «жизнь умерла», но ограничение «до весны» создает надежду на некоторое улучшение в будущем.
С помощью антонимов «стала женой — стал чужой», «сроднился — разлюбила» Бунин демонстрирует то, как женщина отдаляется от героя по мере его приближения к ней. Из всего этого следует сделать вывод, что никто не в праве навязывать свою любовь другим. И стоит смириться с личным выбором каждого.
Вариант 3
Стихотворение повествует о том, как лирический герой с огромной печалью и страданием предаётся размышлениям об отношениях с любимой женщиной, которые внезапно оборвались. Начало произведения погружает нас в состояние монотонности. Мы невольно отмечаем для себя невероятную простоту изложения. Лирический герой всеми силами пытается отвлечься от тягостных мыслей, давящих на душу своей безысходностью и полной апатией к жизни. В то же время, он не желает подстраиваться под течение скучной жизни, проживая свои дни так, словно ничего не случилось: ведь, пока в его сердце сохранилась грусть об утраченном чувстве.
Поэтому для героя важны трогательные воспоминания, способные хоть как-то связать его с горячо любимой женщиной. Но, все попытки вернуть любимую бесперспективны: герой это прекрасно осознаёт. Так как уже ничего вернуть не получится, ему остаётся лишь единственное — найти преданного и бессловесного друга, не способного покинуть его в сложную минуту жизни. Этим другом является собака.
История создания
История появления стихотворения связана не только с самим автором, но также и с его другом — художником Петром Нилусом. Именно ему посвящены данные поэтические строки. Этим объясняется тот факт, почему в первой строфе присутствует упоминание о мольберте. Пётр Нилус, как и Иван Бунин, испытывал сильное чувство одиночества, от которого страдал.
Важно понимать следующее: на момент написания этого произведения, взаимоотношения Бунина с супругой сильно обострились. Иван Алексеевич страдал по причине того, что жена не готова была разделить с ним его взгляды. Анна Цакни упрекала мужа в чёрствости, устраивала скандалы. Результатом столь непростых семейных отношений стал отъезд Анны на постоянное место жительство в Одессу. Это случилось всего лишь спустя год семейной жизни. Иван Алексеевич очень тяжело воспринял и пережил отъезд супруги. По всей видимости, свои переживания он отразил в данном стихотворении, написанном в Константинополе, в 1903 году.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности — это элегия с элементами послания: романтический герой с невероятной тоской вспоминает и рассказывает о том, что мучает и терзает его сердце. Во второй строфе он напрямую обращается к любимой супруге.
Поэтический размер — трёхстопный анапест. Рифмовка двух видов: перекрёстная и параллельная. Все рифмы мужские.
Композиция
С формальной точки зрения, стихотворение состоит из четырёх шестистиший. Для развития основной идеи Бунин выбрал форму монолога лирического героя и необычную композицию:
Первая и третья строфы рисуют природный пейзаж, полностью созвучный с внутренним состоянием романтического героя.
Вторая и четвёртая строфы повествуют об отношениях романтического героя с женой, а также о палитре чувств, которые они переживают.
Кульминация — кульминационные строки полностью совпадают с кульминацией чувств лирического героя, выраженной в крике: «Воротись, я сроднился с тобой!».
Таким образом, произведение включает в себя три семантические части: пейзажную зарисовку, повествование об уходе любимой супруги и описания внутренних переживаний лирического героя.
Образы и символы
В произведении представлено множество важных, для понимания смысла стихотворения, образов:
1. образ лирического героя — романтический герой символизирует творца. При этом абсолютно не важно: это писатель, поэт или живописец. Понятно лишь одно — это личность, обладающая особым мировосприятием, с тонкой, ранимой душой;
2. образ любимой жены — этот образ полностью противоположен романтическому герою. Ей требуется активное действие: жена скучает в обществе своего мужа. Мы понимаем, что супруги совершенно не подходят друг другу. Поэтому возлюбленная не в силах понять и принять лирического героя. Он чувствует себя одиноким ещё задолго до расставания с женой;
3. образ природы — окружающая природа полностью соответствует настроению лирического героя. Она представляется ему «холодной пустыней воды»;
4. образ следа любимой — данный образ символичен. След расплылся, наполнившись водой — его не пощадило время. Лирический герой осознаёт: даже след стремится уйти от него. Лишь этот единственный след любимой жены служит зыбким воспоминанием об ушедшей любви;
5. образ собаки символизирует существо, наделённое талантом бескорыстной любви. Герой полагает, что собачья преданность и любовь помогут ему навсегда освободиться от чувства чудовищного одиночества и ненужности.
Темы и настроение
Основная тема произведения — разрыв личных взаимоотношений и всепоглощающее чувство одиночества. Стихотворные строки насквозь проникнуты настроением тоски, одиночества, грусти. Словно дорогу, которая скрыта от глаз в сумраке поздней осени, лирический герой не способен увидеть своё будущее: вокруг него лишь мгла, ветер и дождь. Но, тем не менее, надежда на возрождение остаётся: ведь жизнь замерла лишь на время, до наступления весны. Лирический герой рассчитывает на будущее воскрешение.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем: люди могут ощущать себя абсолютно одинокими и покинутыми, но это ужасное чувство не должно лишать их шанса на возрождение. Лирический герой отказался возвращать любимую женщину: в глубине души он понял, что они абсолютно разные люди. С чувством одиночества после расставания с любимыми сталкивались практически все. Но это чувство не должно одерживать верх над чувствами любви, надежды и веры в светлое будущее.
Средства выразительности
Данное произведение не богато на выразительные средства, но они помогают автору передать нам переживания лирического героя, интерпретировать тему одиночества. В стихотворении имеются:
• эпитеты — «ненастный день», «холодная пустыня»;
• метафоры — «жизнь до весны умерла», «пустыня воды»;
• аллитерации — плотное чередование звуков «р», «ж», «з», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила — и стал ей чужой»;
• оборванные синтаксические конструкции и восклицания.