«Песня последней встречи» — анализ стихотворения Ахматовой

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Ахматовой — «Песня последней встречи». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – произведение появилось в тетради поэта осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
• Тема стихотворения – размолвка и разлука влюбленных.
• Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

• Жанр – лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
• Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шёпот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
• Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
• Олицетворения– «между кленов шёпот осенний попросил».

Подробный анализ

Вариант 1

В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви. Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой — это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.

Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе). Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями. Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.

С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли. Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту. Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.

Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру». Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.

Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ритма в знаменитой «перчатке с левой руки», вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.

Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно. Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации. Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.

Вариант 2

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.
«Песня последней встречи» – фантазия поэта, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнованна, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку. В контексте темы поэт развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирической героини, который можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Из-за особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную АВАВ рифмовку. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передаёт мысли и чувства лирической героини: боль, грусть, разочарование.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных, А. Ахматова использует выразительные языковые средства. Они же являются и инструментом для реализации идеи. В тексте есть метафоры – «беспомощно грудь холодела грудь», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой»;олицетворения – «между кленов шепот осенний попросил».; эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Вариант 3

Стихотворение входит в сборник Анны Ахматовой «Вечер», в нем раскрыта лирическая тема любви и расставания, что характерно для раннего творчества поэтессы. В нем шестнадцать строк разделены на четыре строфы, каждая из которых представляет собой четверостишье, написанное трехударным дольником, перекрестная рифма.

Все эпитеты в стихотворении имеют тоскливую и печальную окраску они не оставляют места для света и надежды: «беспомощно холодеет грудь», «унылая, переменчивая, злая судьба», «темный дом», «равнодушно-желтый огонь». Печальную и трагическую развязку передает и частое употребление буквы «У».

В названии стихотворения заложена его тема – прощание и расставание. Лирические строки наполнены осенней печалью и грустью последней встречи, когда все слова уже сказаны и назад дороги нет. Название стихотворения «Песня последней встречи», почему «песня», а не просто «последняя встреча»? Наверное, автор хотела подчеркнуть, что это расставание двух влюбленных, что в ее сердце любовь еще не умерла, что в нем звучат минорные ноты романса.

История расставания и переживаний главной героини, покидающая темный дом и свою любовь. Она пребывает в растерянности, об этом можно судить из ее запутанных действий – надела на правую руку перчатку с левой руки. Осенний шепот говорит ей: «Умри со мной! Тебя предали так же как и меня». Умирающая природа осени сочувствует нашей героини и понимает ее внутреннюю боль. Время для нее замедляется и растягивается, три ступеньки превращаются в длинную лестницу. Она смотрит на окно спальни, в последней надежде увидеть в нем знакомую фигуру, но оно горит равнодушным желтым светом, символизируя разлуку. Почему же шаги ее остаются легкими? Быть может потому, что она не виновата в этой разлуке, потому что давно предчувствовала это расставание и изменить уже ничего нельзя.

Все остается для нее в прошлом, поэтому Ахматова употребляет так много глаголов прошедшего времени: надела, холодела, показалось, ответила, взглянула. Может именно поэтому о главном герое в стихотворении не упоминается совсем, только иносказательно, когда лирическая героиня смотрит в окно, конечно чтобы увидеть там его в последний раз. Та же безысходность и в описании умирающей природы и шелесте кленовых листьев, которым суждено умереть.

Шестнадцатью строчками поэтесса сумела показать нам небольшую историю о любви и разлуке, развернуть психологическую драму чувств. Стихотворение написано от первого лица, и, читая его, мы ощущаем нашу причастность к тому, что происходит, и создается ощущение déjà vu.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector