«Письмо Татьяне Яковлевой» — анализ стихотворения Маяковского

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Маяковского — «Письмо Татьяне Яковлевой». Используйте наш материал для написания сочинений на урок, а также успешного выполнения заданий по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Произведение было написано в 1928 г., после того как поэт познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.
• Тема стихотворения – любовь к женщине и советский патриотизм.
• Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание образа героини, обещание завоевать её, описание жизни в СССР. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

• Жанр – послание.
• Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, в некоторых строках – ямб; рифмовка перекрёстная АВАВ, иногда парная СС.
• Метафоры – «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает горами», «страсти корь сойдёт» .
• Эпитеты – «важный вечер», «чёрное небо», «большие, неуклюжие руки».

Подробный анализ

Вариант 1

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды .

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Вариант 2

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюблённость. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.
Поэт имел серьёзные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1928 г. написал анализируемое произведение.

Тема

В стихотворении переплетаются две темы – любовь к женщине и любовь к родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастлив, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он даёт понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.
Лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…». В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои объятья, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать её любовь. В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью.

Композиция

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание её образа, рассказ о родине, обещание завоевать ту, которой посвящено стихотворение. На строфы произведение не делится. В формальной организации отобразились особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как у него есть адресат. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, в некоторых строках – ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ, иногда парную СС. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Для раскрытия образа любимой женщины, описания чувств лирического героя и реализации идеи используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью. Ключевую роль играют метафоры: «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает горами», «страсти корь сойдёт». Эпитеты помогают визуальным картинам, добавляют чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «чёрное небо», «большие, неуклюжие руки».

В стихотворении используется творительный сравнения: «страсти корь сойдёт коростой», а также аллитерации сонорных звуков: [р], [л], [н]. Интересны случаи оригинальных и составных рифм: «рук ли, губ ли – моих республик», «неиссыхаемая – стихами я», «нанижем – Парижем».

Вариант 3

Маяковский придерживался по жизни такого правила, что ни одна женщина не стоит того, чтобы ради нее предать свою родную землю. Он даже не хотел думать о том, как можно жить далеко от родины, за пределами страны. Несомненно, Маяковский иногда относился с критикой к обществу, замечая его недостатки, но все же, считал что самое лучшее место для него — это родная страна. С большим интересом все же посетил Маяковский Париж. Его поездка оказалась достаточно плодородной в творческом плане. Именно в этот период жизни Маяковский знакомится с эмигранткой из России Яковлевой Татьяной. Можно сказать, что писатель сразу влюбляется в красавицу. Девушка, приехавшая только в гости, делает для себя шаг, она остается здесь навсегда. Писатель предлагает ей пожениться, и вернуться домой уже в качестве законной жены, но девушка ему отказывает. В свою же очередь Татьяна предлагала, что она выйдет за него, если писатель откажется от мысли вернуться домой. Поэтому отношения были недолгими, ведь никто не захотел уступать своим принципам.

«Письмо» начинается с рассуждений о любви. В нем поэт связывает себя со всей страной. Кажется, будто бросили не только его, а целую страну отвергли. Медленно тему любви и страсти между главными героями разбавляет тема иммиграции, так волнующая поэта. Отказ любимой писатель близко принимает к сердцу, он считает это оскорблением. Он словно повторяет, что она чужая для этих мест, а на родине ее ждут давно. «Письмо к Татьяне» соме ярко в лирике Маяковского. Это письмо словно обращение. Это произведение будто монолог, излитые чувства и мысли к реальному человеку. Несмотря на лиричность стихотворения, оно в некотором роде несет в себе нотки пафоса. Ведь на тот момент Маяковского уже знали как поэта любящего родину, а здесь вдруг любовь. Писать о личных чувствах он не мог, поэтому и смешал душевные переживания с темой общественности.

Писатель как мог, не разделял поступков иммигрантов. Он с долей ревности относится к людям, которые покину страну, невзирая на причины. Поэт не искал оправдания, он говорил, что страну надо любить, какой бы она не была, ведь это частичка нас самих. Поэт так обрадовался, что в незнакомом месте встретил родную душу, но радость долго не продлилась. Он знал, что кроме искренней и настоящей любви, он ничего больше не может ей предложить, но автор готов рискнуть. Девушка оскорбила отказом не только его, она оскорбила всю страну, это автор отчетливо понимал. Он неотделим от своей страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector