«Поле зыблется цветами» -анализ стихотворения Майкова

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Майкова — «Поле зыблется цветами». Используйте наш материал для написания сочинений по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1857 году, опубликовано в 1858 году в девятом выпуске журнала «Отечественные записки».
• Тема стихотворения – Молодость и смелые надежды, навеянные красотой природы.
• Композиция – Стихотворение состоит из трёх катренов, и условно разделено на две смысловые части: в первой части передаётся красота весеннего пейзажа, во второй – повествуется о молодых надеждах.

• Жанр – Лирическое стихотворение.
• Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмы.
• Метафоры – «в небе льются света волны», «тешат сердце мне приветом».
• Эпитеты – «вешние жаворонки», «молодые надежды».
• Олицетворения – «надежды тешат», «взор мой тонет».

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Поле зыблется цветами» 36-летний Аполлон Майков написал в 1857 г. Стихотворение было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 9 в 1858 г. и в том же году издано в книге «Стихотворения Аполлона Майкова. Книга вторая».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Лучшие образцы пейзажной лирики всегда носят оттенок философской. Так и в стихотворении «Поле зыблется цветами», где летняя природа уподоблена храму, а лирический герой находит божественную гармонию в природе и обществе.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 3 строф. Первая строфа описывает весеннюю природу: цветущее поле и голубое небо, наполненное светом; пение жаворонка. Во второй строфе возникает образ лирического героя, который сопоставляет поющих высоко в небе жаворонков с молодыми надеждами. Эту мысль лирический герой развивает в последней строфе, размышляя о природе таланта.

С 1844 г. вернувшийся из Италии Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее до 1861 г., когда музей был переведён в Москву. С 1852 г. Майков работал цензором, сменив затем на должности председателя Комитета иностранной цензуры Фёдора Тютчева. По долгу службы Майкову приходилось много общаться с молодыми дарованиями, которые очень вдохновляли зрелого писателя, обладавшего широкой душой и лишённого зависти.

Кульминация стихотворения – сопоставление пения жаворонков и молодых надежд, которые тешат сердце лирического героя. Синтаксическая конструкция второй строфы позволяет трактовать образ молодых надежд и по-другому. Это чаяния самого автора, которые сегодня, в зрелом возрасте, подобны лучам света, движущим его жизнь.

Тема стихотворения – наслаждение весенней природой. Основная мысль в познании Бога через его творение, Творца через природу. Осознание этой связи позволяет лирическому герою почувствовать себя и всё человечество частью замысла Божьего. Стихотворение наполнено чувством счастья.

Тропы и образы

Замысел Майкова состоял в создании образа природы как величественного храма. В первой строфе, согласно библейской традиции, смешиваются тверди земные и небесные, «голубые бездны» неба и поле. Из Библии также образ света – первого, что возникло во Вселенной, когда Дух носился над бездною. Свет пронизывает стихотворение. В первой строфе он подобен волнам, наполняющим голубые бездны. Во второй строфе он слепит глаза, не позволяя увидеть источник прекрасного пения.

Невидимость Бога, чей облик освещён так ярко, что слепит глаза – традиционный для Библии мотив. С сияющим лицом и телом описан Христос в Откровении. Таким видят его ученики на горе Преображения. Ангелы тоже являются людям в ослепительном сиянии.

Стихотворение динамично. Поле зыблется, то есть колышется, колеблется цветами. Этому горизонтальному движению противопоставлены вертикально катящиеся с неба на землю волны света. Пение жаворонков наполняет всё пространство.

Гармония мира описана с помощью эпитетов и метафорических эпитетов (голубые бездны, вешние жаворонки), метафор (волны света льются, взор тонет). Центральное сравнение поющих жаворонков с молодыми надеждами разъясняет замысел стихотворения.

Последняя строфа синтаксически связана с молодыми надеждами, голоса которых слышит зрелый поэт. Эти голоса побуждают лирического героя «обращать взоры к небу» и радоваться. Такое поведение подобно молитве в храме, где разлитые под куполом голоса символизируют ангельское пение. Как церковь – Царство Божие на земле, так и природа – храм Божий на земле. Природа и молодые надежды – лучшая часть общества — побуждают лирического героя обращать «взоры к небу».

В стихотворении много старославянизмов, которые создают не только высокий стиль, но и одухотворенное настроение: зыблется, вешний, взор, внемля.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано 4-стопным хореем со спондеем в половине первых слогов. Пропуски ударения приближают ритм к разговорному. В стихотворении рифмуются только чётные строчки, речь лирического героя возвышенная, но непринуждённая. Рифмовки женские, рифмы банальные. Из 8 предложений стихотворения 6 заканчиваются многоточиями, воссоздающими неторопливое рассуждение лирического героя.

Вариант 2

1. История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения – пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения – восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ – жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление – свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества – молодость и наивная уверенность в своих силах.

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа – набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения – надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

Вариант 3

Стихотворения А. Майкова просты и изящны одновременно, за что их и любят читатели. Непринужденные строчки наполняют душу светом, дарят радость и надежду. Поэт умел тонко чувствовать природу и находить в ней сходства с человеком, что проявилось и в стихотворении «Поле зыблется цветами». Оно было создано в 1857, когда Аполлон Николаевич уже был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – молодость и молодые надежды, рядом с ней развиваются пейзажные мотивы. Автор утверждает, что светлые молодые надежды дают человеку крылья для жизненного полета. Также он показывает, что нужно уметь видеть красоту природы, чтобы наполнять сердце радостью. В контексте указанных тем появляется и мотив единства человека и природы.

В центре стихотворения несколько образов – лирический герой, жаворонок и молодые надежды. Начинается оно прекрасным летним пейзажем, который мы видим глазами лирического героя. Перед нами поле, усыпанное цветами и небо излучающее свет. В небесной лазури раздаются песни жаворонка. Герой пытается разглядеть певца, но взор «тонет в блеске полдня». Образ жаворонка символичный, он толкуется как единение неба и земли, а в некоторых культурах – как юношеские порывы, радость.

Далее проводится параллель между пейзажной зарисовкой и надеждами молодых людей. Несмотря на то, что надежды – образ абстрактный, автор описывает его достаточно детально. Надежды, приветствуют сердце лирического героя, раздаются голосами, но увидеть их не удается. Все как с песней жаворонка: услышать ее можно, а вот птичку разглядеть очень трудно. Лирическому герою остается только обращать взор к небу и пытаться понять голоса.

Лирический герой сливается с образом автора, выражает его внутреннее состояние. В период написания стихотворения Аполлон Николаевич действительно был полон надежд на светлое будущее: он уже несколько лет прожил в браке, строил карьеру в Министерстве финансов.

Стихотворение А. Майкова «Поле зыблется цветами» состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. По две строки в четверостишьях не объединяются рифмой, но их созвучью способствует плавная ритмическая организация. Произведение можно разделить на две смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ о молодых надеждах. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Образы, созданные в стихотворении метафоричные, поэтому метафора играет в нем главную роль: «в небе льются света волны», «жаворонков пенья голубые бездны полны», «надежды молодые тешат сердце мне приветом». Эпитеты дополняют пейзажную зарисовку и размышления лирического героя: «вешние жаворонки», «надежды молодые». Сравнения А. Майков не использует. Интересен интонационный рисунок стихотворения. В строфах много оборванных конструкций. Они выражают задумчивость героя, воспроизводят благодатную атмосферу.

«Поле зыблется цветами» А. Майкова – гармоничное сплетение пейзажных и философских мотивов, которые нашли воплощение в прекрасных метафоричных образах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector