«Пороша» — анализ стихотворения Есенина

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Сергея Есенина — «Пороша». Используйте наш материал для написания сочинений на урок и успешного выполнения заданий по литературе.

Краткий анализ

• История создания – Стихотворение написано в 1914 году.
• Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
• Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
• Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.

• Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
• Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
• Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
• Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
• Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»
• Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

Подробный анализ

Вариант 1

Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

История создания

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе. Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы. Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

Вариант 2

Стихотворения Есенина о природе всегда насыщены уникальными художественными образами и народным колоритом. Автор выражает свою любовь к Родине, ее неброской, но такой родной красоте. Анализ стихотворения «Пороша» по плану поможет и нам проникнуться мастерством поэта и лучше понять каждую строчку.

История создания

Стихотворение С. Есенина «Пороша» написано в 1914 году. В этот год поэт переехал из села Константиново в Москву, его жизнь кардинально изменилась, ведь тогда его творчество начали публиковать, и он становился известным. Однако поэт скучал по родному селу – его покою, тишине, близости к природе. Эти чувства отражаются в стихотворении «Пороша».

Городская суета и «кислая» зима со слякотью вместо снега не могли удовлетворить жажду автора в деревенском просторе и царственной зимней красоте. Она называл себя «последним поэтом деревни», поэтому визитной карточкой его творчества стали поистине народные пейзажи из глубинки, где человек близок к природе и живет в гармонии с нею. Городской публике эта ностальгия по уюту небольших селений очень нравилась, что и определило успех поэта.

Жанр, композиция, размер

Произведение «Пороша» можно определить как лирическое стихотворение, это один из лучших образцов пейзажной лирики поэта. Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом раскрывается своя микротема. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Первое четверостишие раскрывает зимний лес через восприятие героя. Короткие назывные предложения помогают передать не столько информацию, сколько ощущения. Второе четверостишие – общее описание «спящего» леса. Третье четверостишье посвящено образу сосны, это дерево отражает в себе облик всех деревьев в лесу. В четвертом четверостишье автор будто бы вновь возвращается к лирическому герою, оставляя его в этом прекрасном и спокойном месте.

Образы и символы

Лирический герой – это образ самого автора, он созерцает природу, восхищается ее красотой. Герой наблюдателен, замечает маленькие детали, передает их и для читателя, который, возможно, и не обратил бы внимание на всю эту красоту. Можно сказать, что лирический герой – человек из народа, из деревни – таким и считал себя сам поэт. По этой причине употребляются просторечные выражения («понагнулась», «подвязалася»).

Образы зимнего леса подчеркивают его особенную прелесть. Сосна сравнивается со старушкой, ведь зима всегда уподобляется смерти: все живое застывает в неподвижности, жизнь прекращается. Дорога тоже лишена живых черт: она бесконечна, ведь все засыпано снегом, все находится в сонном небытие.

Темы

Основная тема стихотворения «Пороша» – это любовь к природе, восхищение ее красотой. Лирический герой, едущий через зимний лес, замечает, как прекрасен мир вокруг, какой красотой и гармонией наполнена природа. В этом и состоит главная идея: природа вызывает радость, завораживает и успокаивает.Тема зимы раскрывается через образы сосны, заснеженной дороги и через передачу звуков: звона саней, стука дятла, гомон ворон. На фоне слепящего снега они не черные, а серые.

Тема леса выражается в описании его живых обитателей и их зимнего быта. Несмотря на белую неподвижность зимы, птицы проявляют активность, борются с холодом и голодом. Жизнь не замирает, а продолжается, как бесконечная дорога.

Основная идея

Смысл стихотворения «Пороша» заключается в восхищении зимой, ее звуками и пейзажами, ее завораживающей атмосферой. Автор не зря упоминает колдовство, ведь зима производит поистине мистическое впечатление на наблюдателя. Главная мысль стихотворения «Пороша» и всей пейзажной лирики поэта состоит в том, что человек должен уметь наслаждаться каждым мгновением своей жизни и каждым даром природы, ведь даже холодная и невзрачная зимняя дорога может подарить незабываемые впечатления тому, кто умеет видеть и слышать.

Средства выразительности

Просторечие – одно из средств выразительности, придающее своеобразие и самобытность. Никто не сомневается во владении С. Есениным русским литературным языком, вот почему точечное употребление просторечий только украшает речь. Также в стихотворении «Пороша» есть…

• эпитеты («белою косынкой», «бесконечная дорога»)
• метафоры («звоны под копытом», сказку сна», «стелет шаль»)
• олицетворения («дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает лентой вдаль»)
• сравнения («понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой»)

Образный язык стихотворений С. Есенина поражает воображение читателя, позволяет живо представить картину зимнего леса.

Мне нравится это стихотворение, потому что оно описывает красоту простых, обыденных вещей. Мы видим все эти деревья в снегу с детства, но именно С. Есенин смог придать образности, найти необычное. Красота в простых вещах – вот что я люблю в творчестве поэта. Да и сам он ценил русскую природу, скучал по ней в Москве. Туда он переехал ради возможностей, но сердцем остался в родных краях. Для него это стихотворение – выражение любви к Родине.

Вариант 3

Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ. Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её. В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

• В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

• Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

• В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

• В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой. Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Жанр

Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «дорога убегает лентой », «понагнулась, как старушка », «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Obrazovanie365.RU
Adblock
detector